Сибирские огни № 03 - 1971
глава книги. Верным представляется вывод автора о том, что современный Мартынов — это прежде всего «поэт-публшшст, поэт- трибун» в нашем, опять-таки современном осмыслении этих понятий, в новом их каче стве. Некоторое чувство неудовлетворения вызывает здесь лишь чрезмерная эскизность, беглость замечаний, сделанных точно «под занавес», хотя речь идет о наиболее зрелом периоде в творчестве поэта, о последнем двадцатилетии его напряженной и плодо творной поэтической работы, выдвинувшей автора «Лукоморья» на одно из первых мест в нашей современной поэзии. Есть в книге А. Никулькова и кое-какие неточности. Партизанский поэт Тимофей Ра: гозин почему-то превратился в Рогожина, о чем автор сообщает трижды на 22 и 33 страницах. В библиографической справке в конце книги Вивиану Итину приписано ав торство коллективного сборника «Художест венная литература Сибири», изданного в 1927 г. в Новосибирске Сибирским Союзом писателей. Однако это частности, которые не мешают сказать нам, что литературный пор трет такого сложного поэта, как Леонид Мартынов, в обшем-то, «состоялся». Более того, это вообще едва ли не первая в на шей литературе монографическая работа о поэте. По-своему примечательны и другие два литературных портрета. Очерк об Анатолии Иванове принадлежит перу Ю Мосткова. Внимательно, всесто роннее проанализирован критиком рассказ «Алкины песни», с которого, собственно, и начинается Иванов-писатель. Рассказывая о дописательской биографии ав'тора «Повите ли», о его журналистской работе, Ю. Мост ков особо подчеркивает одну важную сто рону в формировании будущего литерато ра — доподлинное знание Ивановым жизни современной сибирской деревни, широкое поле наблюдений над окружающей действи тельностью, повседневное общение с множе ством людей самых различных профессий, склонностей и житейского опыта. С большим тщанием, обстоятельно и глубоко вскрывает и освещает он философ скую основу, социальную природу характе ров «П ови тели »п ервого романа писателя. Особый акиен! делается злесь на зоологиче ской, янтичеловечной сущности индивидуа лизма, нашедшего свое концентрированное, законченное художественное воплощение в отце и сыне Бородиных — центральных пер сонажах «Повители», этих своего рода «ан тигероях», на которых сфокусировано все повествование. Лучшие страницы в книге Юлия Мосткова отведены анализу образа Григория Бороди на, характеоа по-своему цельного и. как по казывает критик, многогранного при всей его доминирующей страсти хищника-стяжателя. Критическое исследование главного героя «Повители» ведется Ю. Мостковым по не скольким линиям, прослеживается в разных аспектах — социальном, психологическом, художественно-эстетическом. Прямо скажем. такое исследование оказалось весьма ре зультативным. В нем содержится немало тонких и вдумчивых наблюдений, помогаю щих в конечном счете глубже проникнуть в замысел писателя, почувствовать все свое образие его художественного воплощения. Следующему роману Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» в этом отноше нии, на наш взгляд, менее повезло. Внима ние к художественной ткани этого много планового произведения, его образной, изоб разительной системе здесь оказалось ослаб ленным. Картина, нарисованная критиком, неполна. Она недостаточно передает идей но-эмоциональное богатство романа, не поз воляет в должной мере ощутить всю его первозданную прелесть и в архитектонике, и в авторской манере повествования, и в языке персонажей, и в лепке характеров, и в тональности пейзажных зарисовок. Этим замечанием мы отнюдь не хотим сказать, что критический аналио «Теней», их харак теров и проблематики сделан неудачно. Та кое заключение было бы несправедливым. Он сделан, скорее, добротно. Многие худо жественные компоненты в повествовании Иванова верно подмечены и освещены кри тиком, но, к сожалению, освещены не все и не полностью, не с той яркостью, как это было сделано гем же автором по отношению к «Повители». Хорошее впечатление оставляет очерк Л. Баландина о Викторе Лаврентьеве. Как и другие авторы литературных портретов пи сателей Сибири, Л. Баландин воссоздает общую атмосферу эпохи, в которой шло фор мирование Лаврентьева-драматурга. Он ри- сует картину движения нашей драматургии начала 50-х годов и на фоне ее рассматри вает появление первых произведений Лав рентьева. Задушевно и поэтично пишет автор исследования о жизни драматурга, предше ствовавшей его творчеству, об истоках этого творчества, о людях, встречавшихся на его жизненном пути. Критик восстанавливает сценическую историю лучших пьес писателя, дает анализ спектаклей, правильно полагая, что произведение драматурга живет прежде всего на сцене. Книга Л. Баландина глубоко эмоциональ на. Все повествование в ней пронизано, окра шено личным, авторским восприятием, на сыщено воспоминаниями критика о встречах и беседах с драматургом, собственными впе чатлениями от его спектаклей и т. д. Все это придает особую лиричность его анализу творчества драматурга, помогает ему выле пить зримый, по-человечески привлекатель ный, живой облик писателя — вдумчивого жизнепроходца и новатора в искусстве. В книге Л. Баландина, пожалуй, больше, чем у других авторов литературных портретов, присутствует сама личность художника, его неповторимая творческая индивидуальность, выписанная с неприкрытой и сознательно нескрываемой любовью Любовь же, как известно, бывает слепа, некритична, и нам кажется, что автор в своей увлеченности драматургом порой забывает об обязан- 12 Сибирские огни № 3 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2