Сибирские огни № 03 - 1971
Т1 все-таки в оценке произведения писателя у автора чувствуется какая-то внутренняя неуверенность. Очевидно, при анализе его следовало бы более определенно сказать •о налете сентиментальности, той авторской умиленности, о которой писали первые ре цензенты «Встречи с чудом» и которая не то что нарушает, а прямо-таки портит общую тональность этой яркой- лирико-романтиче ской повести. Попытка же критика как-то затушевать, оспорить эту очевидную исти ну выглядит явно неубедительной. С интересом читаются страницы, посвя щенные последним произведениям Лавро ва — рассказам и автобиографическим пове стям. И опять-таки с присущей ему прямо той критик пишет не только об удачах и до стижениях талантливого прозаика, но и об идейно-художественных просчетах писате ля, проявившихся, в частности, в его новел листике середины 60-х годов, говорит о ска завшейся тенденции в ней «к благополуч ному завершению неблагополучных судеб», когда всестороннее исследование многооб разных явлений действительности начинает вытесняться «в большей мере, чем следова ло бы... логическим расчетом».'Так, в конеч ном итоге, создается действительно цельный, не ретушированный портрет человека и ху дожника. Новая книга Н. Яновского написана публицистически остро и темпераментно. Впрочем, справедливость требует заметить, что в книге о Лаврове автор иногда зло- употребляет этим излюбленным своим прие мом. Местами полемичность у него кажется излишне навязчивой, перерастает в дидак тику. В отличие от Н. Яновского, в более ■сдержанной манере пишет литературный портрет Леонида Мартынова А. Никульков. Как и другие авторы, он стремится достичь «объемности», трехмерности изображения, проследить движение поэзии выдающегося поэта-сибиряка во времени и вместе с вре менем. Анализируя первые романтические произведения Л. Мартынова типа «Воздуш ных фрегатов», Анатолий Никульков дает интереснее и несомненно справедливое ис толкование таких сложных поэтических ве щей периода нэпа, как, скажем, «Про это» В. Маяковского, «Лирическое отступление» Н. Асеева, стихи тех лет Багрицкого, Есени на, Уткина. Критик прав в своем утвержде нии, что авторы их воевали с ожившим ме щанством прежде всего в области чувств и быта и что борьба эта велась, при всех сры вах и нотках отчаяния, «именно за идеалы революции». Любопытной и важной мне представля ется мысль, высказанная А. Никульковым в главе, полемически названной «Простота или упрощенность?». Привлекая различные лите ратурные документы эпохи, прослеживая эволюцию взглядов Леонида Мартынова на поэзию Сибири и ее представителей, он наглядно показывает, как шел процесс сни жения эстетических критериев в 30-е годы, говорит о том, какой вред нанесли нашей поэзии вульгаризаторы, выдавая беспомощ ные поделки за подлинное искусство и тре тируя, замалчивая настоящих его мастеров И все это делалось, по утверждению крити ка, под флагом требований простоты и до ступности искусства широким массам. На практике же такая «простота» оказывалась хуже воррветва, оборачивалась примитивиз мом и упрощенчеством, низведением литера туры до уровня понимания малограмотного человека. «Критерия простоты и доступно сти,— пишет А. Никульков,— мы не найдем ни в одном постановлении ЦК партии по вопросам литературы. Он выдуман вульгари заторами, которые в разгар ожесточенной идеологической борьбы предпочитали иметь дело с произведениями, где идея лежала на поверхности, а схема авторских взглядов выпирала наружу. Так было спокойней». Гипнозу подобных требований на какое- то время поддался и Леонид Мартынов. «Поэт попытался,— замечает исследователь его творчества,— писать по законам «про стоты и доступности». В середине тридцатых годов появился ряд маломощных стихотво рений...» Таким образом, творческие неуда чи, постигшие поэта в ту пору, явились свое го рода следствием и отражением субъек тивных авторских намерений идти в ногу с «запросами» времени и его эстетики. В очер ке А. Никулькова обо всем этом хорошо и интересно рассказано. Здесь нет и намека на сглаживание, «выпрямление» противоре чивого пути поэта. В разделе об исторических поэмах Л. Мартынова критик делает интересную попытку проследить пушкинские традиции в творчестве сибирского литератора. Право мерно сближая художественный метод Мар тынова с языковыми и композиционными принципами пушкинских поэм, автор, на наш взгляд, излишне категоричен в таком сбли жении. Нельзя, в частности, как это делает А. Никульков, сводить современную поэму в основном лишь к монологической форме, поэме-монологу. «В современной поэзии,— говорит он,— прочно заняла место поэма- монолог, в которой раскрываются характер и переживания одного героя — «лирического». И далее называются в качестве примера та кие произведения, как «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос», «Сын», «За далью — даль», «Твоя поэма». Сюда же от носит автор и «Василия Теркина». В пуш кинских же поэмах, по А. Никулькову, «рас крываются индивидуализированные характе ры», каждый со своим, лишь ему присущим, языком, складом речи и пр. Спрашивается, а разве «Двенадцать», «Анна Снегина», «Хо рошо», наконец — поэмы одного лириче ского героя, разве в них нет и живой на родной речи, как в поэмах Пушкина, и ин дивидуализированных характеров? Думает ся, что наша поэзия разнообразнее, полифо- ничпее, чем это представляется, если встать на точку зрения критика. Свежестью и оригинальностью наблюде ний над философией, природой поэтического слова у Мартынова привлекает последняя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2