Сибирские огни № 03 - 1971
вдруг. Она — не только логическое след ствие предыдущей деятельности издатель ства, но и одновременно — наглядное свиде тельство зрелости криги щекой и литерату роведческой мысли Сибири, возмужания (да простится мне это несколько старомодное слово!) ее творческих сил, во весь голос за явивших о себе в последнее время в' этой труднейшей и ответственнейшей сфере лите ратурной работы, где так же, как в любом творчестве, нужны и ум, и талант, и страст ная увлеченность, горячее сердце. Таким образом, попросту говоря, в современной Сибири есть о ком писать и есть кому пи сать. Что же представляют собой первые пока литературные портреты сибирских литерато ров, что у них общего и чем они разнятся один от другого? Прежде всего подкупает в них отчетливо выявленная в каждом от дельном случае своя авторская позиция, своя манера письма, которая делает эти кни ги,.при всей их общности, столь не похожи ми. Происходит эго, разумеется, не только потому, что речь идет о различных художни ках с резко выраженной творческой индиви дуальностью (о разных художниках тоже ведь можно писать одинаково, в этакой сред ней, унифицированной и обезличенно-стер той форме), а, главным образом, определя ется различием творческих почерков кри тиков. Стремление избежать шаблона сказывает ся уже в выборе почти каждым из них со ответствующего ключа повествования, в ори гинальности зачина, поворота темы и ир. С личных воспоминаний о первой встрече с тогда еще безвестным начинающим автором открывается очерк Ю. Мосткова об А. Ива нове. Лирически-эмоционально пишет порт рет драматурга Виктора Лаврентьева Л. Ба ландин, полемической страстностью с пер вой до последней страницы насыщен рас сказ Н. Яновского об Илье Лаврове. Впро чем, полемичность в той или иной мере при суща всем без исключения авторам. И это неудивительно. Ведь они пишут о своих со временниках, о сложных процессах нашей литературы 30—50-х годов, о нелегкой под час судьбе писателя. Примечательно, что полемика эта нередко «срабатывает» безот казно. Вот, скажем, Л. Баландин, прослеживая сценическую историю пьес В. Лаврентьева, выявляя их связь с глубинными процесса ми движущейся действительности, напомина ет читателю об анекдотических порой ляпсу сах нашей критики. Делается это просто и вместе с тем убийственно для зарапорто вавшегося самонадеянного критика. Л. Ба ландин пишет: «Анализируя эту пьесу (речь идет о пьесе «Ради своих ближних» — В. Т.), критик «Литературной газеты» Г. Радов мно го темперамента потратил на то, чтобы до казать, что «Ради своих ближних» попросту иллюстрирует известные положения январ ского Пленума ЦК партии 1961 года по во просам развития сельского хозяйства. При этом не было учтено одно простое, но весь ма существенное обстоятельство: пьеса Л ав. рентьева написана за два года до этого Пле нума». Разительные примеры критических благо глупостей в изобилии приводит в своей книге о Лаврове и Н. Яновский. О гом. как иногда тяжело, драматически отражается несправедливое слово критики на творче ской судьбе художника, рассказывает А. Ни- кульков, анализируя поэзию Леонида Мар тынова. И еще одна важная особенность отлича ет эти работы: все «портреты», как правило, даны без ретуши. Творческий облик писателя в них предстает во всей его реальной слож ности, в диалектическом развитии. Авторы очерков стремятся рассмотреть путь худож ника не изолированно от окружающей об щественной и литературной среды, а в тес ном взаимодействии с движением времени, пытаясь осмыслить вместе с писак’лем и через эволюцию его творчества значитель ные исторические процессы в жизни страны и ее культуры, в социальной и духовной жизни народа на крутых поворотах истории. Такой метод критического анализа придает «Литературным портретам» известную мас штабность, своеобразную стереоскопичность изображения, лишая их плакатной одноли- нейностн и упрощенности. Так, Н. Яновский в своей книге об И. Лаврове сразу же вводит нас в атмосфе ру пятидесятых годов, в атмосферу полемики и споров, вызванных первыми рассказами писателя об обыкновенных, «маленьких» людях. Интересно и хорошо говорит он о том, как время внесло свои коррективы в эти журнальные баталии. Правда во многом осталась за писателем, шедшим в своем творчестве в постижении характера совре менника от жизни, а не от укоренившихся нормативных представлений о действитель ности. Художник оказался дальновиднее, чем его критики. Однако нередко Н. Янов ский доказательно возражает, спорит с пи сателем, указывает ему на досадные творче ские огрехи художественного исследования жизни. Так, вдумчиво проследив развитие обстоятельств, поступков и коллизий, фор- мивование и проявление характеров в «Штормовом предупреждении», сравнив оба известных варианта романа, исследователь приходит к вполне обоснованному выводу о том, что «глубокого анализа состояния об щества в романе нет». Столь же суровый приговор выносит он и повести «Очарован ная», отмечая вторичность ее замысла по сравнению, скажем, с повестью «Встреча с чудом», некоторую заданность ее, обернув шуюся искусственностью характера героини, «успокоенностью тона повествования, возвы шенностью языка». Своя точка зрения есть у критика и на повесть «Встреча с чудом», вызвавшую в свое время, как и многие ранние произведе ния Лаврова, разноречивые суждения в пе чати. Появление ее он признает вполне «пра вомерным», обусловтенным временем, что называется — объективным ходом вещей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2