Сибирские огни № 03 - 1971

Василий ТРУШКИН В ж а н р е л и т е р а т у р н о г о п о р т р е т а В последнее время все большей популяр­ ностью начинает пользоваться своеобразный критический жанр так называемого литера­ турного портрета — синтетически-целостный очерк творческой биографии и личности пи­ сателя. Это именно полнозвучные «портре­ ты», зачастую эмоционально-окрашенные и яркие, а не безнадежно испорченные субъ­ ективизмом и дешевым эстетством импрес­ сионистические силуэты типа модных в свое время «Силуэтов русских писателей» Юлия Айхенвальда. Жанр литературного портрета — не но­ вый жанр в литературе. За ним стоит со­ лидная история и первоклассные мастера. В сущности, уже радищевское «Слово о Ло­ моносове» содержит в себе все элементы развернутого литературного портрета. Бле­ стящие образцы этого жанра можно найти и у Пушкина, не говоря уже о Белинском, оставившем превосходные литературно-кри­ тические зарисовки выдающихся русских литераторов. Классическими стали литера­ турные портреты, созданные М, Горьким и А. Луначарским. В двадцатые годы це­ лую серию мастерских литера |урных порт­ ретов своих современников дал А. Ворон­ ений. Столь же широко распространен этот жанр и на Западе. Совсем недавно, напри­ мер, русский читатель получил отличные книги литературных портретов, принадлежа­ щих перу Сент-Бсва и Андрэ Моруа. В од­ ном ряду с ними я мог бы здесь назвать и превосходные работы широко известного у нас австрийского писателя Стефана Цвей­ га, да и многих других крупных художни­ ков слова и известных критиков, не раз охотно обращавшихся к этой емкой форме общественно-исторической и литературной оценки жизни и творчества выдающихся дея­ телей культуры и искусства. Литературный портрет в силу уже самой природы жанра предполагает «раскован­ ность», полную свободу в манере повество­ вания. подачи материала, в выявлении ав­ торского «я» рассказчика и т. д. Он более подвижен, более непосредственен, менее «академичен». чем, скажем, жанр весьма распространенного в наши дни критико-био­ графического очерка, хотя и тесно соприка­ сается с ним. Если угодно, он больше «ли­ тература», искусство, нежели другие виды критических выступлений, подчас откровенно тяготеющих или к академизму, или к пуб­ лицистике, хотя, подчеркиваем, и элементы последних не противопоказаны ему, как. впрочем, и все другие компоненты литерату­ роведческого анализа. Всем названным качествам исторически сложившегося критического жанра литера­ турного портрета полностью отвечают книги, выпущенные Западно-Сибирским книжным издательством, что называется, «обоймой»: «Илья Лавров» Н. Яновского, «Виктор Лав­ рентьев». Л Баландина, «Анатолий Ива­ нов» Ю. Мосткова и «Леонид Мартынов» А. Никулькова. Названными работами, не­ большими и компактными по объему, всего в три печатных листа каждая, издательство положило начало новой своей интересной серии— литературным портретам писате- лей-сибиряков. Во всем этом есть своя внут­ ренняя зшюномерность, которую нельзя не приветствовать В самом деле, сначала «Библиотека сибирского романа», затем — сибирской поэзии, молодой сибипской прозы, наконец ежегодники «Литературное наслед­ ство Сибири» и «Литературные портреты» сибирских писателей — солидное, хорошо продуманное начинание, культурное, обще- стьенное значение которого просто трудно переоценить и которое, на наш взгляд, не получило еще в печати той должной оценки, какой оно, несомненно, заслуживает. Не имея возможности подробно разви­ вать здесь затронутую тему, мы ограничим­ ся лишь высказанными замечаниями, чтобы лишний раз подчеркнуть, что идея литера­ турных портретов возникла не сразу и не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2