Сибирские огни № 03 - 1971
Василий ТРУШКИН В ж а н р е л и т е р а т у р н о г о п о р т р е т а В последнее время все большей популяр ностью начинает пользоваться своеобразный критический жанр так называемого литера турного портрета — синтетически-целостный очерк творческой биографии и личности пи сателя. Это именно полнозвучные «портре ты», зачастую эмоционально-окрашенные и яркие, а не безнадежно испорченные субъ ективизмом и дешевым эстетством импрес сионистические силуэты типа модных в свое время «Силуэтов русских писателей» Юлия Айхенвальда. Жанр литературного портрета — не но вый жанр в литературе. За ним стоит со лидная история и первоклассные мастера. В сущности, уже радищевское «Слово о Ло моносове» содержит в себе все элементы развернутого литературного портрета. Бле стящие образцы этого жанра можно найти и у Пушкина, не говоря уже о Белинском, оставившем превосходные литературно-кри тические зарисовки выдающихся русских литераторов. Классическими стали литера турные портреты, созданные М, Горьким и А. Луначарским. В двадцатые годы це лую серию мастерских литера |урных порт ретов своих современников дал А. Ворон ений. Столь же широко распространен этот жанр и на Западе. Совсем недавно, напри мер, русский читатель получил отличные книги литературных портретов, принадлежа щих перу Сент-Бсва и Андрэ Моруа. В од ном ряду с ними я мог бы здесь назвать и превосходные работы широко известного у нас австрийского писателя Стефана Цвей га, да и многих других крупных художни ков слова и известных критиков, не раз охотно обращавшихся к этой емкой форме общественно-исторической и литературной оценки жизни и творчества выдающихся дея телей культуры и искусства. Литературный портрет в силу уже самой природы жанра предполагает «раскован ность», полную свободу в манере повество вания. подачи материала, в выявлении ав торского «я» рассказчика и т. д. Он более подвижен, более непосредственен, менее «академичен». чем, скажем, жанр весьма распространенного в наши дни критико-био графического очерка, хотя и тесно соприка сается с ним. Если угодно, он больше «ли тература», искусство, нежели другие виды критических выступлений, подчас откровенно тяготеющих или к академизму, или к пуб лицистике, хотя, подчеркиваем, и элементы последних не противопоказаны ему, как. впрочем, и все другие компоненты литерату роведческого анализа. Всем названным качествам исторически сложившегося критического жанра литера турного портрета полностью отвечают книги, выпущенные Западно-Сибирским книжным издательством, что называется, «обоймой»: «Илья Лавров» Н. Яновского, «Виктор Лав рентьев». Л Баландина, «Анатолий Ива нов» Ю. Мосткова и «Леонид Мартынов» А. Никулькова. Названными работами, не большими и компактными по объему, всего в три печатных листа каждая, издательство положило начало новой своей интересной серии— литературным портретам писате- лей-сибиряков. Во всем этом есть своя внут ренняя зшюномерность, которую нельзя не приветствовать В самом деле, сначала «Библиотека сибирского романа», затем — сибирской поэзии, молодой сибипской прозы, наконец ежегодники «Литературное наслед ство Сибири» и «Литературные портреты» сибирских писателей — солидное, хорошо продуманное начинание, культурное, обще- стьенное значение которого просто трудно переоценить и которое, на наш взгляд, не получило еще в печати той должной оценки, какой оно, несомненно, заслуживает. Не имея возможности подробно разви вать здесь затронутую тему, мы ограничим ся лишь высказанными замечаниями, чтобы лишний раз подчеркнуть, что идея литера турных портретов возникла не сразу и не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2