Сибирские огни № 03 - 1971
■столетий политики жесточайшего геноцида: эта история ложится тяжелым бременем на совесть англо-американской нации. Общеизвестно, что исторический опыт только тогда становится достоянием широ чайших народных масс, когда он с сухих страниц школьных учебников и специаль ных исследований, доступных узкому кругу специалистов, перевоплощается в яркие ху дожественные образы специфическими средствами литературы и искусства. Фальсифицированная буржуазными ис ториографами история завоевания северо американского континента нашла свое ху дожественное отображение в так называе мом «вестерне» — остроприключ^нческом жанре, повествующем о «подвигах» пионе ров Дикого Запада. Этот жанр получил широчайшее распространение в современном буржуазном мире. По свидетельству одного из крупных современных английских писа телей Артура Кларка, на Западе появились миллионы (!) вестернов, которые печатают ся в дешевых журналах или в виде от дельных «скверно оформленных книжонок». Далее, Кларк утверждает, что «из этих миллионов некоторые произведения облада ли как • литературной, так и документаль ной ценностью...» (А. Кларк, «Лунная пыль»). Широчайшее распространение вестерна не ограничивается областью одной лишь ху дожественной литературы. На экранах большинства стран мира демонстрируются фильмы с пометкой «вестерн». Боевики жанра вестерн заполонили и голубые теле визионные экраны буржуазных стран. С со жалением приходится наблюдать, как мут ный поток вестернов просачивается на книжные полки и экраны в социалистиче ских странах. Псевдоромантика кольтов и салунов, су дов Линча и кровавых столкновений с ин дейцами призвана воздействовать и, несом ненно, воздействует на худшие стороны че ловеческой натуры. Проповедь превосход ства белых суперменов над «вероломными» индейцами, переворачивающая историю с ног на голову, оказывает несомненное и резко отрицательное воздействие на психи ку значительной части молодежи (и не только молодежи) в буржуазном мире. Однако одним лишь воздействием на низменные струны человеческой психики нельзя объяснить колоссальную популяр ность вестернов в современном мире. Острый, динамичный сюжет, изобилу ющий неожиданными поворотами фабулы, столкновение человека с враждебными си лами дикой природы, изображение муже ственных, сильных характеров — вот те по зитивные стороны лучших из вестернов, ко торые обладают очевидной привлекатель ностью и для нас, людей социалистического мира. Благодарнейшим материалом для созда ния остросюжетных литературных произве дений является наша собственная история и, прежде всею, история присоединения Си бири к России. Подвиги простых русских людей, земле-и-морепроходцев, не идущие ни в какое сравнение с вымышленными «подвигами» американских колонизаторов, суровый драматизм борьбы с жестокой и дикой сибирской природой, борьбы, требу ющей огромной силы духа и порождающей людей со стальными характерами, гумани стическая направленность самого историче ского процесса присоединения Сибири к России — вот та почва, на которой могло бы вырасти великолепное дерево советско го историко-приключенческого жанра. С болью приходится констатировать, что этого пока еще не произошло. Произведенные совместно с сотрудника ми Новосибирской областной библиотеки библиографические «раскопки» позволили установить, что за весь период с 1917 по 1970 год издано всего лишь 13 (!) отдель ных изданий — романов, повестей, поэм, по священных рассматриваемому периоду ис тории Сибири. Число журнальных публи каций на эти темы установить не удалось, но оно также крайне ограничено. Кино фильмы и телефильмы, освещающие этот период истории Сибири, автору не известны. Я глубоко верю в то, что наши писатели в состоянии противопоставить мутному пото ку буржуазного вестерна наш советский «остерн», столь же привлекательной для читателя своей остросюжетностью, дина мизмом и драматичностью, но проникнутый высоким жизнеутверждающим гуманизмом и подлинной историчностью. В благородном деле поэтизации трудов и подвигов наших великих предков-перво- проходцев Сибири немалая роль должна принадлежать работникам кинематографии и телевидения. Давно назрел вопрос о соз дании в Сибири полноценной художествен ной киностудии. Для этого у нас в Ново сибирске имеются все необходимые худо жественные и технические предпосылки. Жанр историко-приключенческого фильма помог бы формированию «лица» такой ки ностудии. Можег быть, бедность нашей художе ственной литературы о ранней истории Си бири объясняется скудостью исторического материала, недостатком специальных ис следований, посвященных этой героической эпохе? Но это не так. Достаточно взглянуть на обширную библиографию, приведенную в пятитомной академической «Истории Си бири», чтобы понять, что наши историки потрудились на славу и подобного упрека никак не заслуживают. Итак, к созданию полноценного, яркого, увлекательного и' правдивого советского «остерна» нет никаких объективных препят ствий. Пусть же писатели и деятели искус ства нашей необъятной Сибири откликнутся на этот призыв и создадут произведения, достойные наших великих предков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2