Сибирские огни № 03 - 1971

ки, гиляки, матросы,— все ждут от меня че­ го-то, в рот мне смотрят и готовы за меня... в огонь и в воду»; «только моя железная воля могла все это преодолеть»,— все это не случайные обмолвки героя, а избранный пи­ сателем способ изображения, угрожающий разрушить характер в самой его основе. Драматизм судьбы Невельского был не только в том, что, решаясь действовать во­ преки воле правительства, он рисковал жизнью своей и своих подчиненных, был обречен на лишения и чуть не умер от голо­ да, пожертвовал ребенком и благом семьи, был едва не разжалован и обвинен в под­ логе. Наивысшего драматизма его судьба достигает в тот момент, когда громадное значение его дела было подтверждено са­ мим ходом истории. Вся честь открытия до­ сталась Муравьеву. Невельской был героем самого романтического периода, требовав­ шего исключительного самопожертвования, благородства и бескорыстия. С первым амур­ ским сплавом этот период, по существу, за­ кончился. Ненавистные Невельскому бюро­ кратия, карьеризм, торгашество вторгаются в жизнь нового края. Невельской в послед­ ней книге оказывается не у дел, Муравьев не только не разделяет его замыслов, но раз­ рушает многое из того, что было сделано им. Но так как автор, скорее, идет за собы­ тиями, чем подчиняет их своей идейно-ху­ дожественной концепции, то и в его рома­ не фигура Невельского отодвигается на вто­ рой план: его заслоняют образы Завойко, Путятина, Гончарова, и даже активная роль в защите его дела переходит к Екате­ рине Ивановне. Все отмеченные недостат­ ки— это издержки работы писателя; они обусловлены тем, что романы создавались не в итоге, а в процессе изучения фактов, о которых рассказывает писатель. Сам Н. Задорнов с удивлением писал о том, что« из всех его книг самые положительные от­ зывы получил «небольшой, наскоро напи­ санный роман «К океану». Он был написан,, когда я еще не знал как следует материа­ ла». Причину успеха он видел в том, что книга «верно решена композиционно... Я спешил, не растекался мыслию по дре­ ву...»1 В последних романах изобилие мате­ риала породило информационность и опи- сательность, хотя и в романе «Война за океан» есть яркие страницы, например, свя­ занные с деятельностью Завойко и судьбой« Екатерины Ивановны. Перед каждым историческим романис­ том стоят две задачи: изучить эпоху и ху­ дожественно осмыслить ее. Превосходно ре­ шив первую задачу историка, Н. Задорнов, особенно в двух последних романах из цик­ ла о Невельском, далеко не безупречен как художник. Ему удалось рассказать, «как, почему и кем был описан и освоен Даль­ ний Восток», но усиление описа гельности, недостаточно строгий отбор, слабая худо­ жественная концентрация материала сдела­ ли многие страницы его последних романов чрезмерно растянутыми и иллюстративны­ ми. Но то ценное, что есть в романах Н. Задорнова о «черном и тяжком труде русского интеллигента, который подготовил великое дело освоения Дальнего Востока »■ доказал наши неотъемлемые права на этот сказочно богатый и прекрасный край»,2— является заметным вкладом в художествен­ ную летопись Сибири и Дальнего Востока и в развитие советского исторического романа. 1 Н. З а д о р н о в . Как искались героин «Дальний Восток», 1967, № 2. г Н. З а д о р н о в . «Земля нашенская». «Лите* ргпурная газета», 1969, 7 мая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2