Сибирские огни № 03 - 1971
ки, гиляки, матросы,— все ждут от меня че го-то, в рот мне смотрят и готовы за меня... в огонь и в воду»; «только моя железная воля могла все это преодолеть»,— все это не случайные обмолвки героя, а избранный пи сателем способ изображения, угрожающий разрушить характер в самой его основе. Драматизм судьбы Невельского был не только в том, что, решаясь действовать во преки воле правительства, он рисковал жизнью своей и своих подчиненных, был обречен на лишения и чуть не умер от голо да, пожертвовал ребенком и благом семьи, был едва не разжалован и обвинен в под логе. Наивысшего драматизма его судьба достигает в тот момент, когда громадное значение его дела было подтверждено са мим ходом истории. Вся честь открытия до сталась Муравьеву. Невельской был героем самого романтического периода, требовав шего исключительного самопожертвования, благородства и бескорыстия. С первым амур ским сплавом этот период, по существу, за кончился. Ненавистные Невельскому бюро кратия, карьеризм, торгашество вторгаются в жизнь нового края. Невельской в послед ней книге оказывается не у дел, Муравьев не только не разделяет его замыслов, но раз рушает многое из того, что было сделано им. Но так как автор, скорее, идет за собы тиями, чем подчиняет их своей идейно-ху дожественной концепции, то и в его рома не фигура Невельского отодвигается на вто рой план: его заслоняют образы Завойко, Путятина, Гончарова, и даже активная роль в защите его дела переходит к Екате рине Ивановне. Все отмеченные недостат ки— это издержки работы писателя; они обусловлены тем, что романы создавались не в итоге, а в процессе изучения фактов, о которых рассказывает писатель. Сам Н. Задорнов с удивлением писал о том, что« из всех его книг самые положительные от зывы получил «небольшой, наскоро напи санный роман «К океану». Он был написан,, когда я еще не знал как следует материа ла». Причину успеха он видел в том, что книга «верно решена композиционно... Я спешил, не растекался мыслию по дре ву...»1 В последних романах изобилие мате риала породило информационность и опи- сательность, хотя и в романе «Война за океан» есть яркие страницы, например, свя занные с деятельностью Завойко и судьбой« Екатерины Ивановны. Перед каждым историческим романис том стоят две задачи: изучить эпоху и ху дожественно осмыслить ее. Превосходно ре шив первую задачу историка, Н. Задорнов, особенно в двух последних романах из цик ла о Невельском, далеко не безупречен как художник. Ему удалось рассказать, «как, почему и кем был описан и освоен Даль ний Восток», но усиление описа гельности, недостаточно строгий отбор, слабая худо жественная концентрация материала сдела ли многие страницы его последних романов чрезмерно растянутыми и иллюстративны ми. Но то ценное, что есть в романах Н. Задорнова о «черном и тяжком труде русского интеллигента, который подготовил великое дело освоения Дальнего Востока »■ доказал наши неотъемлемые права на этот сказочно богатый и прекрасный край»,2— является заметным вкладом в художествен ную летопись Сибири и Дальнего Востока и в развитие советского исторического романа. 1 Н. З а д о р н о в . Как искались героин «Дальний Восток», 1967, № 2. г Н. З а д о р н о в . «Земля нашенская». «Лите* ргпурная газета», 1969, 7 мая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2