Сибирские огни № 03 - 1971
человека, образованного, самоотверженно го, гуманного, до мозга костей проникнуто го идеей и преданного ей фактически, чис того нравственно»1. «Труженик науки, герой и гражданин»,— так назвал Невельского редактор его посмертных записок. «Гениаль ный человек и большой русский патриот»,— рекомендовал его читателям автор первой биографии исследователя Амура (А. Сиден- снер). Через всю книгу Невельского яркой нитью проходит сознание нм целей своего труда. «Озарить этот край светом истины и через это отклонить высшее правительство от потери его навсегда для России»; «разъ яснить правительству все важное значение для России приамурского и приуссурийско- го бассейнов»; способствовать «победе циви лизации над невежеством»,— так понимал он миссию, добровольно принятую на себя. Решимость, «не отступая ни перед какими преградами исполнить долг свой перед оте чеством», сознание своего права во имя блага отечества действовать «вне повеле ний», полное отсутствие личных расчетов, почитаемых не только неуместными, но да же преступными, поразительное мужество в обстоятельствах поистине отчаянных, сознание высокой ответственности перед лицом коренных народностей — все эти свойства недюжинной личности отчетливо выступают в лаконичном, научно строгом, но исполненном энергии и драматизма по вествовании самого Невельского. Таким стремится нарисовать его и Н. З а дорнов. Широкая образованность, глубокая осведомленность в истории амурского во проса, преданность отечеству, истине и мо рю ощутимы в страстных речах героя по поводу отсталости русского флога в кругу офицеров «Авроры», в его одержимости идеей Амура, в настойчивости, с какой он идет к цели. Это человек одной идеи. Абсо лютно бескорыстный, он готов приписать свои мысли то великому князю, то Муравь еву, зная, что «часто нельзя претворить мыс ли в дело иначе, как отдавши их тому, у ко го была власть». Это человек большой госу дарственной мысли. Н. Задорнов верен истории, показывая, что именно Невельскому принадлежит пер вая роль в решении амурского вопроса, Му равьев же явился «главным ревнителем и предстателем пред Высочайшей властью на отдаленном Востоке».2 Невельской раскры вает Муравьеву значение Амура для Рос сии, выводя, казалось бы, частный вопрос науки на широкое поле внутренней и меж дународной политики. Его фантастическая преданность идее Амура как бы концентри рует давнее стремление русских на Восток. В отличие от Муравьева, Невельской свобо ден от предрассудков дворянской среды; поборник свободной мысли, он поощряет ее в своих подчиненных; ненавидя мертвую власть формы, инструкции, он поддержива 1 А. П Ч е х о в . Собр. сот, т, 10, стр. лб. ! Г. И. Н е в е л ь с к о й. Подвиги русских мор ских офицеров на крайнем Востоке России 1849— 1Я55 гг. СПб.. 1888. стр. 255. ет инициативу; атмосфера искренности и откровенности сопутствует ему, где бы он ни был: в офицерской каюте корабля или в да леком зимовье, где он и его товарищи жили одной семьей. Он гуманен не на словах, а по сути своих дел — и тогда, когда запаса ется дюжиной белья для каждого матроса, и когда добивается доверия гиляков, требуя от своих подчиненных строгого соблюдения нравов и обычаев туземцев, ибо его целью было мирное присоединение к России необ ходимых ей восточных земель и защита ма лых народов от обид, чинимых чужеземца ми. Эта гуманность побуждала Невель ского — не только открывателя, но и устро ителя нового края — настойчиво повторять в письмах к генерал-губернатору мысль о недопустимости на Востоке тех способов колонизации, какими действовала царская Россия на Кавказе. «Топор, заступ и плуг»,— вот каким оружием должно действовать здесь. Результатом такой его политики бы ло то, что Муравьев и его спутники по пер вому сплаву были поражены громадным влиянием, которое приобрела амурская эк спедиция на жизнь местных народов. Все эти свойства и методы Невельского отражены в романах. И все-таки образ этот не вполне удался автору. Ему недостает объемности, художественной силы и глуби ны. Причину следует искать в методе авто ра. В первых романах Н. Задорнов показал себя мастером воспроизведения быта. При рода, быт, нравы, привычки, вкусы, моды — всего этого много и в романах о Невель ском. Но сам Невельской — личность исклю чительная, история его полна высокого геро изма и глубоко драматична. Воссоздать та кой характер приемами бытописания весьма трудно. Если в первых романах картины быта воспринимались как слагаемые исто рии, то с Невельским в роман вошла сама история в остродраматических коллизиях, резких сталкиваниях характеров известных исторических лиц. Характер Невельского — из тех, что требуют суровых рембрандтов ских красок, автор же настойчиво погружа ет его в мельчайшие подробности быта. Стремясь преодолеть одноплановость обра за, автор много внимания уделяет его ин тимным переживаниям, романтической люб ви Невельского и его жены, но и здесь час то нарушает меру и вносит в характер неч то сентиментальное и мелодраматическое. Чувствуя, как легион подробностей погло щает героя, автор пытается «возвысить» его постоянным упоминанием о фанатизме, за ставляет Екатерину Ивановну произносить мысленно монологи о величии ее избранни ка, да и сам герой вынужден заниматься самоутверждением. По воле автора он очень много говорит, энергия его порой переходит в суетливость, самозабвение и бескоры стие— в самовозвел’ чение. «Я высоко воз несен своим чувством»; «я знаю, какой крест несу добровольно»; «люди ждут от меня подвига, а я раскис»; «могут быть всякие неприятности, но их-то мне и подавай»; «это я на вершине, хребта, как дон-Кихот»; «каза
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2