Сибирские огни № 03 - 1971
ние неравенства, утрата власти старых за конов рода сопровождается известным сни жением нравственного качества людей; с другой — усиливается работа сознания,идет постепенное высвобождение из-под власти первобытных представлений. Именно это и лежит в основе сюжета книги. «Мне каза лось,— говорит автор,— что среди этого униженного народа не могло не найтись лю дей пылких и гордых, которые бы попыта лись противиться этим вечным насили ям...»1 Таковы в романе братья Удога и Чумбока, которые остро чувствуют оковы старых родовых законов, задумываются над силами, управляющими человеческими отношениями, пытаются противостоять об ману, хитрости и цинизму своих угнетате лей, преодолеть наивную веру во всемо гущество духов, шаманов и торговцев. Именно эта работа сознания молодых голь дов тревожит торговца Гао Цзо, который, между прочим, ничего не имеет против, ес ли зависимые от него охотники посмеются иногда над ним. «Страшен — не смех,— думает он,— страшно, когда понимают лиш нее». Впрочем, он вряд ли прав, отделяя насмешку от понимания. Смех Чумбоки и его сородичей над купцом —• это неосознан ное стремление сбросить с себя постоянно гнетущее чувство страха перед сильными. Нелегко дается пробуждение человека во вчерашнем покорном исполнителе родового закона: разорен Удога, убита жена Ч-умбо- ки, и сам он изгнан,— но остановить на чавшуюся работу мысли невозможно, как невозможно остановить течение великого Мангму Все отмеченные особенности быта, нра вов, психики гольдов даны в романе в свя зи с главной его темой — уяснением зна чения освоения русскими этих земель. Влияние соседних, более развитых наро дов было гой силой, которая разрушала ро довые связи гольдов. Но если представле ния этого народа о маньчжурах связаны с насилием, грабежами, хитростью и ковар ством, то с образами русских большинство гольдов соединяют надежду на спасение, на помощь могучего и справедливого на рода. Такое мнение о русских имело основа нием народный характер колонизации Си бири и Дальнего Востока. Не завоеватели грабители, не чиновники- администраторы, ю есть не прямые пред ставители власти, первыми являлись на да лекие земли, а простые русские люди. С первых страниц романа звучит имя Лоча, название русских людей, которые когда-то жили на берегах Амура, пахали землю, разводили «хороших зверей» — ко ров, были грозой для маньчжуров и морских разбойников. Именно русские принесли туземным племенам представления о возможности иных, более совершенных форм жизни. Эта 1 Н. З а д о р н о в . Путь я книге. «Молодая гвардия», 1956, № 2, стр. 218. вера в русских, обладающих, по словам Достоевского, всемирной отзывчивостью, способностью проникать в духовную жизнь других народов, позволяет гольдам уви деть просветы в своей судьбе: мечта о бу дущем неизменно связана с возвращением русских на Амур. Потому с такой радостью встречают они появление Невельского, Как покажет дальнейшее развитие событий; приход русских не мог освободить малые народы от эксплуатации: рядом с маньч журскими торговцами появятся Бердышо- вы. Но утверждение русских на Амуре уси лит процессы распада патриархальных от ношений, активизирует усвоение более вы соких форм общежития, срединит будущее этих народов с судьбой русского народа, который непременно добьется победы на земле справедливости и добра. «Далекий край» богат этнографическим материалом, но этнографическое здесь — не самоцель, а необходимый элемент реа листического изображения. Старинные обы чаи, ныне почти забытые приемы охоты, верования и т. д.— все это воспринимает ся как открытие целого мира. В поэтике ро мана много фольклорных элементов. По скольку взаимоотношения с природой со ставляют существеннейший момент жиз ни,— естественно, что природа оказыва ется не только фоном, а скорее одним из важнейших действующих «лиц». Она живет в романе своей жизнью, и восприятие ее героями оказывается существенным сред ством их характеристики. Поэтичен и многозначителен зачин ро мана: «Мангму извечно несет свои мутные воды к синему Северному морю. Мангму велик... Много рек и речек отдают свои бо гатства старику Ма-Андури... Воды из стра ны Лоча прозрачные, как светлые глаза, и воды желтые из царства носатых маньчжур стремятся к нему же... Никакой шаман не знает всех рек и речек, всех озер, рукавов и проток Мангму. Одно лишь ясное полуноч ное небо отражает его во всем величии. Млечный путь — отражение Мангму, гово рят гольды». По сюжетно-композиционной организо ванности, полноте раскрытия характеров, глубине проникновения в своеобразие нрав ственно-бытовых и поэтических представле ний изображаемого народа «Далекий край» —- одно йз лучших произведений Н. Задорнова. Герои «Далекого края» займут свое ме сто в системе образов и получат дальней шее развитие в последующих романах вто рого цикла, но на первый план в них вы двинется новая группа персонажей, осве щающая еще одну сторону истории При амурья — роль интеллигенции на Дальнем Востоке. Историческое содержание рома нов «К океану» (1950), «Капитан Невель ской» (1958) и «Война за океан» (1963) составляют открытие устья Амура, присое динение к России Приамурья, Приморья и Сахалина как результат деятельности амур ской экспедиции Невельского, а систему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2