Сибирские огни № 03 - 1971
речи. Он окружен в романе ореолом чуть ли не всеобщего признания. Да и сам ав тор явно преувеличивает это обстоятель ство, когда пишет о Егоре: «Не бывало еще дела своего1 или общественного, кото рого Егор бы не постиг. Узнавая о том, какие события происходят в мире, он по нимал, в чем их причина, жизнь мира не оставалась для него туманом, от которого только отмахнуться». Слушая рассуждения Студента о социализме, Егор убеждается, что он своим умом дошел до того же. В действительности, старательская «республи ка» в какой-то степени отражала издавна присущее крестьянству стремление «соз дать на месте полицейско-классового госу дарства общежитие свободных и равно правных крестьян».1 Но как крестьянство в целом, так и лучшие из его рядов не мог ли только на основании своего практиче ского опыта понять, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо заво евать себе свободу. . Желание Егора устроить справедливую жизнь себе и людям, добывая достаток соединенным трудом, несет в себе социа листические элементы, но отсюда еще да леко до сознательной революционности. К тому же, главное лицо «республики» иног да оказывается странно пассивным. Он, пи шет автор, все понимал, «только добивать ся, доказывать свое умение Егор не желал». Он со стороны наблюдает за выборами, уверенный в том, что его непременно позо вут, он как-то выпадает из самых напря женных ситуаций, в конце романа в нем отчетливо это чисто праведническое жела ние пострадать одному за всех. Вообще в изображении знакомых читателю героев ав тор снижает ту социальную определенность, которую они имели раньше. Даже в Бер- дышове, все более увлекаемом богатством и властью, он находит нечто высоко поэ тическое (например, его любовь к Дуня- ше). Из всех трех частей цикла «Амур-ба тюшка» роман «Золотая лихорадка» наиме нее организован. Композиционная рых лость, крайне ослабленная роль повество вателя, перегруженность диалогами, замед ленность действия — все это помешало ав тору в полной мере раскрыть возможности очень интересного и поучительного истори ческого материала, показать, как трудовое подвижничество народа в освоении нового края естественно и закономерно перераста ет в сознание необходимости нового устрой ства жизни не только в том краю, где они совсем недавно были новоселами, но и во всей стране. И не только в сознание, но и в попытке прямого социального твор чества... В структуре романа «Амур-батюшка» существенное значение имеет еще одна сю жетная линия — взаимные отношения меж ду русскими переселенцами и местными на- 1 В. И. Л е н и н . П оли. собр. соч„ т. 17, *<тр. 211. родностями, находившимися к началу дей ствия романа на стадии разложения родо вого строя. Необходимость раскрыть дале кие исторические истоки этих отношений, показать значение присоединения приамур ских и приуссурийских земель к России для их коренных обитателей определили со держание романа «Далекий край» (1950), первого из цикла романов о Невельском. Это роман о жизни нанайцев, о тех вре менах, когда русских еще не было в крае, вернее, когда живы были лишь воспомина ния и легенды о пребывании на Амуре рус ских землепроходцев в XVII веке. В реа листическом изображении так называемых малых народов Н Задорнов следует луч шим традициям русской классической и со ветской литературы, создавшей на этом материале новый тип романа в противовес буржуазному. авантюрно-колониальному роману. Роман «Далекий край» воссоздает осо бенности быта, нравов и отношений нанай цев (в романе — гольдов) на стадии начав шегося распада родовых связей. Отноше ния неравенства уже так прочно утверди лись, что старому Ла кажется: «...Люди ни когда не жили хорошо... Сильный всегда бил слабого, бил и еще учил, как хорошо быть честным и слушаться». Мысль о неравенстве как исконном свой стве человеческого общества сознательно поддерживается хищниками вроде Денгу- ры. Старые жестокие законы рода еще силь ны, человек этого племени еще не отделил ся от природы, над его сознанием тяготеет груз первобытных мифологических пред ставлений. Тяжелые условия существова ния, крайне низкое развитие материальной культуры, межродовые ссоры — все это та ило в себе для малых народов опасность вырождения и самоистребления родов. При мером тому — война между родами Самар и Бельды. Но еще большую опасность пред ставляли действия разных «цивилизато ров» — от маньчжурских и китайских куп цов до европейских миссионеров Пьера Репье и де Брельи. «Цивилизация», кото рую несут с собой эти пришельцы, обора чивается к туземцам самой жестокой сторо ной: простодушие, честность, доверчивость и наивность, гостеприимство гольдов ока зываются предметом бесстыдной эксплуата ции С глубоким сочувствием раскрывает писатель духовный мир этих людей, убеди тельно свидетельствуя, что между разви тием материально-технической культуры и совершенствованием нравственных качеств человека нет прямого соответствия. Поэ тическое восприятие природы и мира, по- своему сложная и тонкая духовная орга низация дают основание поставить образы главных героев — Удоги и Чумбоки — в один ряд со знаменитым Дерсу Узала Ар сеньева и Сарла из романа «Последний из удэге» Фадеева. Н. Задорнову удалось правдиво пока зать диалектику развития маленького на рода. С одной стороны, происходит усиле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2