Сибирские огни № 03 - 1971

речи. Он окружен в романе ореолом чуть ли не всеобщего признания. Да и сам ав­ тор явно преувеличивает это обстоятель­ ство, когда пишет о Егоре: «Не бывало еще дела своего1 или общественного, кото­ рого Егор бы не постиг. Узнавая о том, какие события происходят в мире, он по­ нимал, в чем их причина, жизнь мира не оставалась для него туманом, от которого только отмахнуться». Слушая рассуждения Студента о социализме, Егор убеждается, что он своим умом дошел до того же. В действительности, старательская «республи­ ка» в какой-то степени отражала издавна присущее крестьянству стремление «соз­ дать на месте полицейско-классового госу­ дарства общежитие свободных и равно­ правных крестьян».1 Но как крестьянство в целом, так и лучшие из его рядов не мог­ ли только на основании своего практиче­ ского опыта понять, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо заво­ евать себе свободу. . Желание Егора устроить справедливую жизнь себе и людям, добывая достаток соединенным трудом, несет в себе социа­ листические элементы, но отсюда еще да­ леко до сознательной революционности. К тому же, главное лицо «республики» иног­ да оказывается странно пассивным. Он, пи­ шет автор, все понимал, «только добивать­ ся, доказывать свое умение Егор не желал». Он со стороны наблюдает за выборами, уверенный в том, что его непременно позо­ вут, он как-то выпадает из самых напря­ женных ситуаций, в конце романа в нем отчетливо это чисто праведническое жела­ ние пострадать одному за всех. Вообще в изображении знакомых читателю героев ав­ тор снижает ту социальную определенность, которую они имели раньше. Даже в Бер- дышове, все более увлекаемом богатством и властью, он находит нечто высоко поэ­ тическое (например, его любовь к Дуня- ше). Из всех трех частей цикла «Амур-ба­ тюшка» роман «Золотая лихорадка» наиме­ нее организован. Композиционная рых­ лость, крайне ослабленная роль повество­ вателя, перегруженность диалогами, замед­ ленность действия — все это помешало ав­ тору в полной мере раскрыть возможности очень интересного и поучительного истори­ ческого материала, показать, как трудовое подвижничество народа в освоении нового края естественно и закономерно перераста­ ет в сознание необходимости нового устрой­ ства жизни не только в том краю, где они совсем недавно были новоселами, но и во всей стране. И не только в сознание, но и в попытке прямого социального твор­ чества... В структуре романа «Амур-батюшка» существенное значение имеет еще одна сю­ жетная линия — взаимные отношения меж­ ду русскими переселенцами и местными на- 1 В. И. Л е н и н . П оли. собр. соч„ т. 17, *<тр. 211. родностями, находившимися к началу дей­ ствия романа на стадии разложения родо­ вого строя. Необходимость раскрыть дале­ кие исторические истоки этих отношений, показать значение присоединения приамур­ ских и приуссурийских земель к России для их коренных обитателей определили со­ держание романа «Далекий край» (1950), первого из цикла романов о Невельском. Это роман о жизни нанайцев, о тех вре­ менах, когда русских еще не было в крае, вернее, когда живы были лишь воспомина­ ния и легенды о пребывании на Амуре рус­ ских землепроходцев в XVII веке. В реа­ листическом изображении так называемых малых народов Н Задорнов следует луч­ шим традициям русской классической и со­ ветской литературы, создавшей на этом материале новый тип романа в противовес буржуазному. авантюрно-колониальному роману. Роман «Далекий край» воссоздает осо­ бенности быта, нравов и отношений нанай­ цев (в романе — гольдов) на стадии начав­ шегося распада родовых связей. Отноше­ ния неравенства уже так прочно утверди­ лись, что старому Ла кажется: «...Люди ни­ когда не жили хорошо... Сильный всегда бил слабого, бил и еще учил, как хорошо быть честным и слушаться». Мысль о неравенстве как исконном свой­ стве человеческого общества сознательно поддерживается хищниками вроде Денгу- ры. Старые жестокие законы рода еще силь­ ны, человек этого племени еще не отделил­ ся от природы, над его сознанием тяготеет груз первобытных мифологических пред­ ставлений. Тяжелые условия существова­ ния, крайне низкое развитие материальной культуры, межродовые ссоры — все это та­ ило в себе для малых народов опасность вырождения и самоистребления родов. При­ мером тому — война между родами Самар и Бельды. Но еще большую опасность пред­ ставляли действия разных «цивилизато­ ров» — от маньчжурских и китайских куп­ цов до европейских миссионеров Пьера Репье и де Брельи. «Цивилизация», кото­ рую несут с собой эти пришельцы, обора­ чивается к туземцам самой жестокой сторо­ ной: простодушие, честность, доверчивость и наивность, гостеприимство гольдов ока­ зываются предметом бесстыдной эксплуата­ ции С глубоким сочувствием раскрывает писатель духовный мир этих людей, убеди­ тельно свидетельствуя, что между разви­ тием материально-технической культуры и совершенствованием нравственных качеств человека нет прямого соответствия. Поэ­ тическое восприятие природы и мира, по- своему сложная и тонкая духовная орга­ низация дают основание поставить образы главных героев — Удоги и Чумбоки — в один ряд со знаменитым Дерсу Узала Ар­ сеньева и Сарла из романа «Последний из удэге» Фадеева. Н. Задорнову удалось правдиво пока­ зать диалектику развития маленького на­ рода. С одной стороны, происходит усиле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2