Сибирские огни № 03 - 1971
дой. Ловкий и смелый охотник, со звери ной сноровкой, человек сильный, деятель ный и бывалый, он знает цену человече ской привязанности, не чужд добрым и широким движениям души, временами- ис пытывает сильную тоску «по Расее». Но в Иване все чаще обнаруживается другое лицо — хищника, торгаша, не останавли вающегося перед самыми жестокими сред ствами в стремлении разбогатеть, лицо Ваньки-Тигра. Убийство, лесть, подкуп, ложг становятся его оружием. Его сила, власть и влияние обостряют распри среди торговцев, он вторгается в счастье моло дой семьи и в планы дальнейшей жизни поселенцев, отговаривая их от хлебопаше ства. «Он всюду проник»,— думает о нем Егор. В первых двух книгах «Амура-батюш- ки» отчетливо выявились особенности З а дорнова — исторического романиста: вни мание к исторической значительности тру довой жизни народа, поиски формы, помо гающей воссоздать жизнь в ее естествен ном течении, внимание к быту, детализа ция, хроникальный принцип построения произведения. В первой части, где особен но сильно обаяние самого материала, эта манера воспринимается как вполне естест венная. Но пэ мере разрастания замысла становится очевиднее недостаточность хро никального принципа и детализации как преобладающего способа характеристики: беря новый кусок жизни героев, автор де лает центральной каждый раз новую фи гуру, остальные же персонажи мало пре терпевают внутренних, качественных изме нений. Так произошло с Егором Кузнецо вым уже во второй книге: по естественной логике событий он должен оказаться си лой, противоборствующей Бердышову, на самом же деле он просто отходит на вто рой план. Вводя в повествование все но вые лица, автор перегружает роман диа логами, которые являются не столько средством характеристики персонажей, сколько источником информации, а пове ствователь часто оказывается в роли ком ментатора того, что ясно из отношений героев. Многие эпизоды повторяются, не внося ничего нового в уже сложившееся представление о героях (сцены охоты, сва деб и т. д ) . Речь героев, особенно второ степенных, слабо индивидуализирована, в ней скорее представлено типовое, чем ин дивидуально характерное. В ¡969 г., уже после создания второго цикла романов, Н Задорнов вернулся к за мыслу «Амура-батюшки» и опубликовал третью часть никла — роман «Золотая ли хорадка» («Дальний Восток», 1969, №№ 2—5). Если в первых двух книгах тема народа-жизнестроителя решалась на материале труда народа по освоению но вого края, то в «Золотой лихорадке» глав ное — это народ-сила, способная творить новые социальные формы. История стара тельской «республики», составляющая со бытийную канву романа, полемически про тивопоставлена автором традиционному изображению золотоискателей, при кото ром с золотом связано было торжество разрушительных тенденций в человеке и обществе. Материал романа на редкость богат возможностями остро конфликтных ситуа ций и драматического столкновения харак теров и судеб В самом деле. Золото, открытое в тайге Егором Кузнецовым, вторгается в трудовую жизнь переселен цев, меняя весь ход их дум и чувств. «Зо лотая лихорадка» в одних усиливает жад ность, эксплуататорские наклонности, в дру гих — пробуждает тревогу за сложившиеся основы трудовой жизни, третьим — обла дание золотом, пусть даже мимолетное, помогает победить в себе «чувство вины и боязни, которое всю жизнь давило мужи ка». У большинства же — рождает надеж ду на благосостояние, на возможность под держать и укрепить хозяйство. Разруши тельная власть золота должна непременно столкнуться с созидающей силой труда. Все то здоровое в характере героев романа, что оформилось и окрепло за годы само стоятельной и относительно свободной жиз ни, породило в них коллективную волю — не допустить Калифорнии. Именно эти здо ровые силы питают старательскую воль ницу. И хотя ее существование было не- дслгим, она явилась первым опытом со циального творчества народа, показала, что народ неустанно ищет более совершенных форм своего социального бытия, и задушить в нем эту потребность нельзя никакими реп- прессиями. Вокруг амурской вольницы сталкиваются самые различные социальные теории: даже полицейского «деятеля» Оло- мова интересует «вкус народа», некто По лоз пытается применить здесь свою теорию «талантливого анархизма», а Студент, из Петербурга видит в «республике» чуть ути не прообраз социалистического устройства общества. Однако при всем том решение основной темы романа не во всем убедительно. Ав тор как будто опасается дать проявиться во всей полноте тем силам, которые неиз бежно должны были столкнуться в этих необычных обстоятельствах. Острота раз вития событий ослабляется очень медлен ным развитием действия, нерасчленен- ностью главного и второстепенного, пере- груженноаью повествования частностями и случайностями. А смягчение коллизий ослабляет характеры. Так, в изображении Кузнецова, «президента республики», отчет ливо проявляется идеализация. В харак тере этого справедливого, умного, трезвого крестьянина появилось что-то от праведни ка: увидев золото на дне родника, не же лая мутить воду, он оставляет его, хочет быть равно справедливым и к тем, кому это золото будет подспорьем в хозяйстве, и к тем, кто воспользуется им заведомо во зло. «Все людское», «земля божья» — такие примирительные интонации звучат в его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2