Сибирские огни № 03 - 1971
души. Поэтому разность характеров, привы чек, нравственных представлений и жизнен ных целей не выливается в сколько-нибудь острые конфликты. Наиболее драматиче ские ситуации связаны с отношением к природе — первые шаги на новой земле, тя желый труд, сцены охоты,— да еще с по нятной тоской по оставленной родине На первый план естественно выдвигается фи гура Егора Кузнецова, соединившего в се бе лучшие и характернейшие свойства народа-первопроходца. Герои романа — в прошлом государст венные крестьяне, то есть представители той части русского крестьянства, которая наименее испытала уродующее душу влия ние крепостного права и потому имела больше возможности сохранить и развить в себе творческие силы народа. Гаков и Егор Кузнецов. Непокорство, обостренное чувство человеческого достоинства, меч га о свободной и справедливой жизни — тако вы психологические причины его стремле ния в окруженный легендами край. Рост противоречий в пореформенной деревне питал подобные настроения и по влек тысячи крестьянских семей на сво бодные земли. Но автор подчеркивает, что Егор решился на переселение не столько в силу обстоятельств, сколько по убежде нию — из действенного желания «найти для своей жизни новое, праведное место». В отношении к своей семье, товарищам по судьбе, местным племенам Егор раскры вает недюжинный характер, волю и терпе ние, терпение не как покорность, а как сосредоточенное упорство и неуклонность в стремлении к цели, постоянную готов ность ь делу и веру в великую ценность своего труда. Внутренняя духовная рас- кр( ющенность Егора, его безукоризненная честность и обостренная совестливость ярче всего обнаруживает себя в труде, в отношении к природе — с ним связаны в романе, через его восприятие даются кар тины мощной природы в наиболее мажор ном их звучании. Его отношение к голь д а м — это поведение старшего брата в семье; поняв простодушие и доверчивость соседей, он не думает в корыстных целях воспользоваться патриархальностью наро да, отставшего в своем развитии, а прояв ляет искреннюю готовность помочь ему ук репиться на земле и уцелеть. В Егоре сильно живое и деятельное чувство нацио нального первородства, сознание себя пол номочным представителем России на этих берегах. «Даст бог,— говорит он Бердышову,— и тут леса расчистим, землю запашем, тоже Расею сделаем». Не случайно слова и дела героя имеют порой в романе не только прямой, предметный, но и символи ческий смысл Как река вегной ломает лед, так и Егор ломает древнюю чащу, начина ет новую жизнь Радостное настроение Его ра и его односельчан в пору первого сева на политой трудовым потом земле являет ся источником патетических нот в финале первой книги романа: там, где ступил Егор, земля родила... В первой книге романа образ Егора Кузнецова, концентрирующий положитель ные свойства народного характера, не пла- катен и не поднят на романтические ходу ли. Его жизненность и убедительность до стигаются тем, что всей системой образов автор убеждает: Егор не исключение, а лишь наиболее полное воплощение качеств его спутников и товарищей В Родионе Шишкине, Пахоме Бормотове, солдате Сукнове, в сильных, сноровистых, терпели вых, все умеющих и все выносящих жен щинах — Наталье. бабке Дарье и других — мы видим все тот >йе характер народа-пер вопроходца, открывателя и созидателя, творца жизни. Во второй книге романа получает свое образное развитие тема социальных проти воречий в среде переселенцев вследствие развития буржуазно-капиталистических от ношений в России. Границы повествова ния раздвигаются. Чем очевиднее стано вится смысл трудового подвижничества переселенцев, тем больше обнаруживается охотников поживиться за их счет. Прави тельство царской России, охотно предо ставлявшее переселенцев их собственной судьбе в первый, самый трудный, период, теперь вспоминает их, посылая сюда поли цию, чиновников, попов и солдат. Все ча ще проникают сюда «люди с капиталом». На место честной победы в открытой борь бе, охотничьей ловкости и удачливости все чаще являются хитрость и обман, закон власти сильного вторгается во все сферы жизни: трудовую, общественную, нравст венную и семейную. Но усиливаются не только носители зла и эксплуатации Амур влечет к себе и демократическую Россию — здесь появляются снова Барсуков, когда- то сопровождавший уральцев в этот край, демократ-телеграфист Вихлянцев и уче ный-географ Максимов. Все чаще «бури людской жизни» доносятся до этих дале ких берегов, все очевиднее становится ил люзорность надежд Егора на возможность новой жизни на новой земле. Все это усложняет повествование: в нем можно выделить два основных параллель ных потока: жизнь гольдов, все более во влекаемых в атмосферу буржуазной «ци вилизации», и жизнь русских поселенцев, все более становящихся предметом «забо ты» всякого рода «законных» и незакон ных хищников. В отличие от первой книги романа, более активными здесь оказыва ются силы, противостоящие творческой природе народа. Они представлены в ро мане с наибольшей полнотой и яркостью в образе Ивана Бердышова. Он-то и ока зывается тем композиционным центром, вокруг которого скрещиваются оба ука занных потока. Бердышов — наиболее ди намичный характер в романе, В нем то же немало привлекательных черт, родня щих его с землепроходцами. Он — из тех, кто выжил в жесточайшей борьбе с приро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2