Сибирские огни № 03 - 1971

души. Поэтому разность характеров, привы­ чек, нравственных представлений и жизнен­ ных целей не выливается в сколько-нибудь острые конфликты. Наиболее драматиче­ ские ситуации связаны с отношением к природе — первые шаги на новой земле, тя­ желый труд, сцены охоты,— да еще с по­ нятной тоской по оставленной родине На первый план естественно выдвигается фи­ гура Егора Кузнецова, соединившего в се­ бе лучшие и характернейшие свойства народа-первопроходца. Герои романа — в прошлом государст­ венные крестьяне, то есть представители той части русского крестьянства, которая наименее испытала уродующее душу влия­ ние крепостного права и потому имела больше возможности сохранить и развить в себе творческие силы народа. Гаков и Егор Кузнецов. Непокорство, обостренное чувство человеческого достоинства, меч га о свободной и справедливой жизни — тако­ вы психологические причины его стремле­ ния в окруженный легендами край. Рост противоречий в пореформенной деревне питал подобные настроения и по­ влек тысячи крестьянских семей на сво­ бодные земли. Но автор подчеркивает, что Егор решился на переселение не столько в силу обстоятельств, сколько по убежде­ нию — из действенного желания «найти для своей жизни новое, праведное место». В отношении к своей семье, товарищам по судьбе, местным племенам Егор раскры­ вает недюжинный характер, волю и терпе­ ние, терпение не как покорность, а как сосредоточенное упорство и неуклонность в стремлении к цели, постоянную готов­ ность ь делу и веру в великую ценность своего труда. Внутренняя духовная рас- кр( ющенность Егора, его безукоризненная честность и обостренная совестливость ярче всего обнаруживает себя в труде, в отношении к природе — с ним связаны в романе, через его восприятие даются кар­ тины мощной природы в наиболее мажор­ ном их звучании. Его отношение к голь­ д а м — это поведение старшего брата в семье; поняв простодушие и доверчивость соседей, он не думает в корыстных целях воспользоваться патриархальностью наро­ да, отставшего в своем развитии, а прояв­ ляет искреннюю готовность помочь ему ук­ репиться на земле и уцелеть. В Егоре сильно живое и деятельное чувство нацио­ нального первородства, сознание себя пол­ номочным представителем России на этих берегах. «Даст бог,— говорит он Бердышову,— и тут леса расчистим, землю запашем, тоже Расею сделаем». Не случайно слова и дела героя имеют порой в романе не только прямой, предметный, но и символи­ ческий смысл Как река вегной ломает лед, так и Егор ломает древнюю чащу, начина­ ет новую жизнь Радостное настроение Его­ ра и его односельчан в пору первого сева на политой трудовым потом земле являет­ ся источником патетических нот в финале первой книги романа: там, где ступил Егор, земля родила... В первой книге романа образ Егора Кузнецова, концентрирующий положитель­ ные свойства народного характера, не пла- катен и не поднят на романтические ходу­ ли. Его жизненность и убедительность до­ стигаются тем, что всей системой образов автор убеждает: Егор не исключение, а лишь наиболее полное воплощение качеств его спутников и товарищей В Родионе Шишкине, Пахоме Бормотове, солдате Сукнове, в сильных, сноровистых, терпели­ вых, все умеющих и все выносящих жен­ щинах — Наталье. бабке Дарье и других — мы видим все тот >йе характер народа-пер­ вопроходца, открывателя и созидателя, творца жизни. Во второй книге романа получает свое­ образное развитие тема социальных проти­ воречий в среде переселенцев вследствие развития буржуазно-капиталистических от­ ношений в России. Границы повествова­ ния раздвигаются. Чем очевиднее стано­ вится смысл трудового подвижничества переселенцев, тем больше обнаруживается охотников поживиться за их счет. Прави­ тельство царской России, охотно предо­ ставлявшее переселенцев их собственной судьбе в первый, самый трудный, период, теперь вспоминает их, посылая сюда поли­ цию, чиновников, попов и солдат. Все ча­ ще проникают сюда «люди с капиталом». На место честной победы в открытой борь­ бе, охотничьей ловкости и удачливости все чаще являются хитрость и обман, закон власти сильного вторгается во все сферы жизни: трудовую, общественную, нравст­ венную и семейную. Но усиливаются не только носители зла и эксплуатации Амур влечет к себе и демократическую Россию — здесь появляются снова Барсуков, когда- то сопровождавший уральцев в этот край, демократ-телеграфист Вихлянцев и уче­ ный-географ Максимов. Все чаще «бури людской жизни» доносятся до этих дале­ ких берегов, все очевиднее становится ил­ люзорность надежд Егора на возможность новой жизни на новой земле. Все это усложняет повествование: в нем можно выделить два основных параллель­ ных потока: жизнь гольдов, все более во­ влекаемых в атмосферу буржуазной «ци­ вилизации», и жизнь русских поселенцев, все более становящихся предметом «забо­ ты» всякого рода «законных» и незакон­ ных хищников. В отличие от первой книги романа, более активными здесь оказыва­ ются силы, противостоящие творческой природе народа. Они представлены в ро­ мане с наибольшей полнотой и яркостью в образе Ивана Бердышова. Он-то и ока­ зывается тем композиционным центром, вокруг которого скрещиваются оба ука­ занных потока. Бердышов — наиболее ди­ намичный характер в романе, В нем то­ же немало привлекательных черт, родня­ щих его с землепроходцами. Он — из тех, кто выжил в жесточайшей борьбе с приро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2