Сибирские огни № 03 - 1971

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИИ Н. И. ХОМЕНКО ■ И с то р и ч е ск и е ром аны К . З ад о рно в а В развитии советского исторического романа в послевоенные годы выделяется целое тематическое направление, связан­ ное с исследованием национального харак­ тера русского народа, с вниманием к геро­ ическим первооткрывателям новых земель (романы Е. Федорова, В. Сафонова, В. Григорьева, И. Кратта, С. Маркова). К числу наиболее значительных произведе­ ний этого ряда принадлежат два цикла ро­ манов Н. Задорнова — «Амур-батюшка» и романы о Невельском. Замысел первого романа — «Амур-ба­ тюшка» (1940)— определился в 30-е годы под впечатлением бурных процессов социа­ листического преобразования Сибири к Дальнего Востока. Стремление сделать предметом исторического повествования трудовую, созидательную деятельность на­ рода, показать труд народа как достояние истории не менее значительное, чем его ратные подвиги или борьба за свободу,—т явилось выражением того понимания исто­ рии, которое утверждалось на основе ис­ торического опыта построения социализма в нашей стране. Не несчастная доля пере­ селенцев, о которой с таким сочувствием и состраданием писала старая русская литература, а героизм народа —«насель­ ника» и оживотворителя пустынных про­ странств — таков предмет художественно­ го исследования писателя. Автор строит свое повествование не на исторических лицах, а на вымышленных персонажах. Герой романа — коллектив­ ный: несколько русских семей, после двух­ летнего пути обосновывающихся на диких берегах далекой восточной реки. Об исто­ рии здесь в прямом смысле говорят упо­ минание имени Невельского, чьими герои­ ческими усилиями Амур совсем недавно был присоединен к России, рассказы Мар- кешки Хабарова о русских людях, населяв­ ших Амур почти двести лет тому назад. И самая фамилия Маркешки, и беспокой1 ная судьба его, и рассказы подготавлива­ ют читателя к восприятию жизни нынеш­ них переселенцев в большой исторической перспективе, а смысл их нынешнего пребы­ вания здесь можно видеть и в возвраще­ нии наименованию реки его первоначаль­ ного смысла: «Волга — Руси матушка, а Амур-то — батюшка! Были тут и города, заимки. Пашни пахали. А потом русские люди уш­ ли — так и земля заглохла, стала Азия и Азия! А нынче вот опять к Расее верну­ лась, так топоры всюду застучали... И опять Амур зовем батюшка-кормилец наш». Так Маркел Хабаров, казак-забайкалец, сопровождающий паромы переселенцев в качестве лоцмана, вводит их в историю края и России и как бы передает им от прежних поколений эстафету мирного осво­ ения Амура. Все последующее движение романа определяется сменой картин быта, нравов, взаимных отношений переселенцев, которые снова «делают Россию» на возвра­ щенных землях. Основная поэтическая те­ ма, соединяющая эти картины в единое целое,—:человек и природа. Необходимость утвердиться на этих почти первозданных пространствах обусловливает содержание всей жизни переселенцев: будни и празд­ ники, семейные отношения и нравственные установления, связь с местными племенами и поэтические представления Жизнь геро­ ев дается в последовательной смене вре­ мен года. Амур, то величаво и плавно не­ сущий в океан свои могучие воды, то разъ­ яренный и бушующий, выступает и как важный компонент жизни переселенцев, и как поэтический эквивалент характера на­ рода, оживотворяющего его берега В первой книге нет острых столкнове­ ний: начало жизни в «новых, девственно чистых, как ключевая вода, впечатлениях окружающей природы» (Г. Успенский) пробуждает в людях лучшие стороны 11 Сибирские огни № 3 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2