Сибирские огни № 03 - 1971
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИИ Н. И. ХОМЕНКО ■ И с то р и ч е ск и е ром аны К . З ад о рно в а В развитии советского исторического романа в послевоенные годы выделяется целое тематическое направление, связан ное с исследованием национального харак тера русского народа, с вниманием к геро ическим первооткрывателям новых земель (романы Е. Федорова, В. Сафонова, В. Григорьева, И. Кратта, С. Маркова). К числу наиболее значительных произведе ний этого ряда принадлежат два цикла ро манов Н. Задорнова — «Амур-батюшка» и романы о Невельском. Замысел первого романа — «Амур-ба тюшка» (1940)— определился в 30-е годы под впечатлением бурных процессов социа листического преобразования Сибири к Дальнего Востока. Стремление сделать предметом исторического повествования трудовую, созидательную деятельность на рода, показать труд народа как достояние истории не менее значительное, чем его ратные подвиги или борьба за свободу,—т явилось выражением того понимания исто рии, которое утверждалось на основе ис торического опыта построения социализма в нашей стране. Не несчастная доля пере селенцев, о которой с таким сочувствием и состраданием писала старая русская литература, а героизм народа —«насель ника» и оживотворителя пустынных про странств — таков предмет художественно го исследования писателя. Автор строит свое повествование не на исторических лицах, а на вымышленных персонажах. Герой романа — коллектив ный: несколько русских семей, после двух летнего пути обосновывающихся на диких берегах далекой восточной реки. Об исто рии здесь в прямом смысле говорят упо минание имени Невельского, чьими герои ческими усилиями Амур совсем недавно был присоединен к России, рассказы Мар- кешки Хабарова о русских людях, населяв ших Амур почти двести лет тому назад. И самая фамилия Маркешки, и беспокой1 ная судьба его, и рассказы подготавлива ют читателя к восприятию жизни нынеш них переселенцев в большой исторической перспективе, а смысл их нынешнего пребы вания здесь можно видеть и в возвраще нии наименованию реки его первоначаль ного смысла: «Волга — Руси матушка, а Амур-то — батюшка! Были тут и города, заимки. Пашни пахали. А потом русские люди уш ли — так и земля заглохла, стала Азия и Азия! А нынче вот опять к Расее верну лась, так топоры всюду застучали... И опять Амур зовем батюшка-кормилец наш». Так Маркел Хабаров, казак-забайкалец, сопровождающий паромы переселенцев в качестве лоцмана, вводит их в историю края и России и как бы передает им от прежних поколений эстафету мирного осво ения Амура. Все последующее движение романа определяется сменой картин быта, нравов, взаимных отношений переселенцев, которые снова «делают Россию» на возвра щенных землях. Основная поэтическая те ма, соединяющая эти картины в единое целое,—:человек и природа. Необходимость утвердиться на этих почти первозданных пространствах обусловливает содержание всей жизни переселенцев: будни и празд ники, семейные отношения и нравственные установления, связь с местными племенами и поэтические представления Жизнь геро ев дается в последовательной смене вре мен года. Амур, то величаво и плавно не сущий в океан свои могучие воды, то разъ яренный и бушующий, выступает и как важный компонент жизни переселенцев, и как поэтический эквивалент характера на рода, оживотворяющего его берега В первой книге нет острых столкнове ний: начало жизни в «новых, девственно чистых, как ключевая вода, впечатлениях окружающей природы» (Г. Успенский) пробуждает в людях лучшие стороны 11 Сибирские огни № 3 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2