Сибирские огни № 03 - 1971

Й все же самых жарких объятий заслужй; вала несомненно та, первая буровая, а точ­ н ее— люди, которые несли на ней вахту, и в их числе вчерашний охотник Григорий Иванович Норкин. Сейчас дела на Самотлоре идут полным ходом. И поселок Нижневартовский после открытия Самотлорского месторождения, как и положено богатырю, растет не по дням, а по часам. Собственно, у этого по­ селка уже все приметы города. Еще совсем недавно проектировщики полагали, что здесь будет жить лишь около 40 тысяч че­ ловек, но Самотлор внес существенную по­ правку: теперь город проектируется на 130 тысяч жителей. И, может быть, он так и будет назван — Самотлор: нефтяники уже внесли это предложение. И подкрепляют его цифрами: на здании конторы Нижневартов­ ского нефтепромыслового управления име­ ни В. И. Ленина вывешено обязательство: «Добудем в 1975 году 45 миллионов тонн самотлорской нефти». Страна уже получила первые миллионы тонн из гигантского подземного нефтяного моря. Главный инженер нефтепромыслового управления Борис Константинович Золин предложил побывать на самом месторожде­ нии. Наш небольшой вертолет поднялся над городом и пошел тем же курсом, что и мощные МИ-8, которые проносят над тай­ гой оборудование и снаряжение для бу­ ровых. Из иллюминатора хорошо видна бетонная дорога, что рассекла надвое таежные уро­ чища, упрямо прошла через болота. От Нижневартовского до месторождения — 22 километра, на десяти уложены бетонные плиты, на остальном отрезке подготовлено полотно. Недалек день, когда вся эта трас­ са, которую называют дорогой жизни, вой­ дет в строй и возьмет на себя основную часть той работы, что сегодня выполняют вертолетчики. Впрочем, без дела не останутся и они: наступление на самотлорские топи только начинается, а трудности освоения открытого здесь месторождения, как заметил однажды начальник «Главтюменнефтегаза» В. И. Муравленко, пропорциональны его богат­ ствам... Над озером вертолет завис — летчик словно приглашал взглянуть: вот это и есть тот самый легендарный Самотлор, куда раньше не отваживались пробираться даже рыбаки и охотники А затем мы пошли на посадку и, едва ступив на землю, убедились, что прежние представления о Самотлоре, мягко говоря, не соответствуют действи­ тельности. Там, где еще недавно была не­ проходимая трясина, лежали аккуратно проложенные деревянные дорожки-мостики. Они вели и к рекордной скважине, и к газо­ турбинным двигателям, и кустовой насосной станции. И совсем уж по-домашнему выгля­ дел на этих мостиках любопытный рыжий пёсик, очевидно прилетевший на вахту вме­ сте с хозяином-нефтедобытчиком. Расхажи­ вая по вполне комфортабельному таежному тротуару, я даже поймал себя на мысли: «Да полно — Самотлор ли это?» И, вспом­ нив описанный в газетах эпизод о том, как тонул на Самотлоре канадский сверхвезде­ ход, попросил главного инженера нефте­ промыслового управления рассказать под­ робности. — Да вот она — эта машина,— показал1 Борис Константинович на синий вездеход с маркой фирмы «Формост».— Помучиться с ним поначалу пришлось-таки: засел в тря­ сине — еле вытянули. Золин сообщил и любопытную подроб­ ность. Когда представитель фирмы «Фор­ мост» прибыл на Самотлор, он решил лич­ но удостовериться, насколько топкие здесь болота, и смело шагнул в трясину. И что же? Сначала ушел в жижу по колено, потом она засосала его до пояса, а гость все от­ казывался от помощи и лишь в последний, критический момент позволил вызволить се­ бя из болотного плена. Претензий к конструкции канадского вездехода у самотлорцев немало: не наде­ жен карданный вал, колеса не защищены от проколов, узковаты гусеницы. Но там, где посуше, он используется успешно. Сейчас на Самотлоре проводятся осушительные ра­ боты, уровень воды в озере уже понизился примерно на полтора метра. Так что усло­ вия для канадской техники скоро будут нормальные. Наступление на топи идет по всем пра­ вилам «северной академии»: здесь исполь­ зуется весь богатейший опыт, накопленный тюменскими нефтедобытчиками. Золин по­ казал мне кустовую насосную станцию для поддержания давления в нефтяных пластах, которая смонтирована из блоков, изготов­ ленных на заводе в Тюмени. А сюда их до­ ставили уже в комплектах — вместе с обо­ рудованием — на мощных вертолетах. И вот результат: нормы Госстроя отводят для возведения такой станции около полутора лет, а на Самотлоре она вступила в строй через три месяца. Или взять те же га о- турбинные электростанции: они построены на базе реактивных двигателей, отслужив­ ших свой век в небе. А работают на мест­ ном сырье — попутном газе, который иначе пришлось бы сжигать в факеле... Сделав небольшой «прыжок», наш вер­ толет приземлился у буровой вышки, где работает бригада Геннадия Михайловича Левина. Это тоже знаменитый в Приобье рабочий коллектив: на Самотлор бригада приехала в полном составе из Куйбышев­ ской области, быстро освоилась на новом месте и в завершающем году пятилетки достигла в бурении рекордного результата для глубоких скважин. Вышка бригады Ле­ вина — тоже с «тюменским секретом». По­ строена она на насыпном острове, а уста­ новлена на железнодорожных рельсах. Это дает возможность передвигать вышку, не разбирая её, и бурить из одного места не одну, а 6 - 7 наклонно направленных сква­ жин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2