Сибирские огни № 03 - 1971
Й все же самых жарких объятий заслужй; вала несомненно та, первая буровая, а точ н ее— люди, которые несли на ней вахту, и в их числе вчерашний охотник Григорий Иванович Норкин. Сейчас дела на Самотлоре идут полным ходом. И поселок Нижневартовский после открытия Самотлорского месторождения, как и положено богатырю, растет не по дням, а по часам. Собственно, у этого по селка уже все приметы города. Еще совсем недавно проектировщики полагали, что здесь будет жить лишь около 40 тысяч че ловек, но Самотлор внес существенную по правку: теперь город проектируется на 130 тысяч жителей. И, может быть, он так и будет назван — Самотлор: нефтяники уже внесли это предложение. И подкрепляют его цифрами: на здании конторы Нижневартов ского нефтепромыслового управления име ни В. И. Ленина вывешено обязательство: «Добудем в 1975 году 45 миллионов тонн самотлорской нефти». Страна уже получила первые миллионы тонн из гигантского подземного нефтяного моря. Главный инженер нефтепромыслового управления Борис Константинович Золин предложил побывать на самом месторожде нии. Наш небольшой вертолет поднялся над городом и пошел тем же курсом, что и мощные МИ-8, которые проносят над тай гой оборудование и снаряжение для бу ровых. Из иллюминатора хорошо видна бетонная дорога, что рассекла надвое таежные уро чища, упрямо прошла через болота. От Нижневартовского до месторождения — 22 километра, на десяти уложены бетонные плиты, на остальном отрезке подготовлено полотно. Недалек день, когда вся эта трас са, которую называют дорогой жизни, вой дет в строй и возьмет на себя основную часть той работы, что сегодня выполняют вертолетчики. Впрочем, без дела не останутся и они: наступление на самотлорские топи только начинается, а трудности освоения открытого здесь месторождения, как заметил однажды начальник «Главтюменнефтегаза» В. И. Муравленко, пропорциональны его богат ствам... Над озером вертолет завис — летчик словно приглашал взглянуть: вот это и есть тот самый легендарный Самотлор, куда раньше не отваживались пробираться даже рыбаки и охотники А затем мы пошли на посадку и, едва ступив на землю, убедились, что прежние представления о Самотлоре, мягко говоря, не соответствуют действи тельности. Там, где еще недавно была не проходимая трясина, лежали аккуратно проложенные деревянные дорожки-мостики. Они вели и к рекордной скважине, и к газо турбинным двигателям, и кустовой насосной станции. И совсем уж по-домашнему выгля дел на этих мостиках любопытный рыжий пёсик, очевидно прилетевший на вахту вме сте с хозяином-нефтедобытчиком. Расхажи вая по вполне комфортабельному таежному тротуару, я даже поймал себя на мысли: «Да полно — Самотлор ли это?» И, вспом нив описанный в газетах эпизод о том, как тонул на Самотлоре канадский сверхвезде ход, попросил главного инженера нефте промыслового управления рассказать под робности. — Да вот она — эта машина,— показал1 Борис Константинович на синий вездеход с маркой фирмы «Формост».— Помучиться с ним поначалу пришлось-таки: засел в тря сине — еле вытянули. Золин сообщил и любопытную подроб ность. Когда представитель фирмы «Фор мост» прибыл на Самотлор, он решил лич но удостовериться, насколько топкие здесь болота, и смело шагнул в трясину. И что же? Сначала ушел в жижу по колено, потом она засосала его до пояса, а гость все от казывался от помощи и лишь в последний, критический момент позволил вызволить се бя из болотного плена. Претензий к конструкции канадского вездехода у самотлорцев немало: не наде жен карданный вал, колеса не защищены от проколов, узковаты гусеницы. Но там, где посуше, он используется успешно. Сейчас на Самотлоре проводятся осушительные ра боты, уровень воды в озере уже понизился примерно на полтора метра. Так что усло вия для канадской техники скоро будут нормальные. Наступление на топи идет по всем пра вилам «северной академии»: здесь исполь зуется весь богатейший опыт, накопленный тюменскими нефтедобытчиками. Золин по казал мне кустовую насосную станцию для поддержания давления в нефтяных пластах, которая смонтирована из блоков, изготов ленных на заводе в Тюмени. А сюда их до ставили уже в комплектах — вместе с обо рудованием — на мощных вертолетах. И вот результат: нормы Госстроя отводят для возведения такой станции около полутора лет, а на Самотлоре она вступила в строй через три месяца. Или взять те же га о- турбинные электростанции: они построены на базе реактивных двигателей, отслужив ших свой век в небе. А работают на мест ном сырье — попутном газе, который иначе пришлось бы сжигать в факеле... Сделав небольшой «прыжок», наш вер толет приземлился у буровой вышки, где работает бригада Геннадия Михайловича Левина. Это тоже знаменитый в Приобье рабочий коллектив: на Самотлор бригада приехала в полном составе из Куйбышев ской области, быстро освоилась на новом месте и в завершающем году пятилетки достигла в бурении рекордного результата для глубоких скважин. Вышка бригады Ле вина — тоже с «тюменским секретом». По строена она на насыпном острове, а уста новлена на железнодорожных рельсах. Это дает возможность передвигать вышку, не разбирая её, и бурить из одного места не одну, а 6 - 7 наклонно направленных сква жин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2