Сибирские огни № 03 - 1971

Ее искать надо. Обловил одну речку, вычерпал ее живое серебро — другую надо искать. Все лесные речки облазишь. И в какой-то из них ждет тебя удача. Не пальцем указывал —сам пример подавал. Как рыбу надо ловить —сам показывал. Стыдил нерадивых' мол, вот как надо ловить рыбку-то. Старался разбудить в них самолюбие. А потом наслаждался, как страстной пляской, их соревнованием. И уезжал в новые бригады, к новым людям. Сами дорожку к успеху нащупывали... Вот как мы работали!.. И опять главное —забота о людях. Раньше манси жили в дым­ ных избушках, с окном из льца или налимьей шкуры. Колхоз всем по­ строил новые дома. А помогло государство. Большой кредит от него мы получили. В домах тепло, светло в домах. Лучше жить колхозом, чем в оди­ ночку! — решили даже старые. Когда рассказываешь сказку, и то запинаешься Нужное слово не сразу с языка летит. А жизнь складывать еще труднее. Борьба была. Настоящая драка. Яныг-пуки не хотел быть колхозником. Сыновьям и внукам завещал то же самое. За ним тянулись и некоторые старики. Рыбу все ловили, а сдавали государству не все. В лесу прятали, гноили. Сами не ели —другим не давали. Недовольны ими были уже многие... Но тогда не каждый осмеливался сказать в лицо Яныг-пуки. Его поддерживал шаман. А шамана боялись. Еще чего, злых духов назовет, и несчастья посыпятся.. А главная беда —манси не решались ловить рыбу в священном озере, хотя сырка —нежнейшей рыбы —там было много, как летом в речке мальков. И никто не имел права это добро ловить. Обычай запрещал Священная, мол. рыба. Ловить ее мог лишь шаман и его приближенные. Простые же манси, как деревья на ветру, трепетали и близко к этому озеру не подходили. Мы, молодые,—коммунисты и комсомольцы —решили сломать древний обычай. Не пропадать же добру. Но большинство колхозников было против- — Накажут вас боги за то, что рискнули нарушить древний обы­ чай манси! Лишь семь смельчаков нашлось. Тоже священное число. Вышли на лов, а сами-то трепещем: что если духи и вправду есть? Накажут они не только нас, но и детей наших. Дрожим Холодно под сердцем Душа кажется ушла от нас. И все же ловим рыбу А ее много-много Приехал домой —жена в слезах Стонет и кричит на меня: «О, убийца! За твои грехи мы наказаны. Дочь умирает...» Действительно, дочь моя маленькая при смерти Кричать уже не может, красная вся. Я —к фельдшеру. Был у нас уже фельдшер. Вылечил. Разом снял все суеверия. А го бы мне не сдобровать. Ведь почему раньше шли к шаману? Потому что врачей не было! И мое слово о медицине. «На инородническом нашем Севере тихо тянется процесс угаса­ ния»,- к такому грустному выводу пришел в конце прошлого века профессор Казанского универстета А И. Якобий У него были реаль­ ные факты в Березовском уезде с 1803 по 1893 год число жителей ханты уменьшилось на 10 процентов, а манси — на 24 процента В чем же была суть этого «угасания». А в том, что царь-батюш-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2