Сибирские огни № 03 - 1971

— Гора. Выше черной тучи белеет голова каменного Урала. — А сильнее горы кто? — Говорят, какой-то махар, по-русски его мамонтом зовут. Гово­ рят, он изрешетил даже каменную гору. Оттого в ней так много пещер... — А сильнее махара —собака. Она насмерть загрызла его. И с тех пор лишь кости его в земле находят... — А кто сильнее собаки? — В сказке говорится: будто какие-то духи, лесные боги-идолы сильнее собаки Они засылают на все живое болезни... — Если бы духи и впрямь были такие сипьные — их тогда бы лю­ ди в огонь не бросали! А то рассердится человек на лесного духа за то, что он не помогает охоте —и раз его в огонь! — Огонь сильнее духов. — Если огонь такой сильный, то почему он гаснет от дождя? — Вода сильнее огня. — А сильнее всех наша учительница! Ее все слушаются!..— про­ лепетал самый маленький мальчик, первоклассник, сидевший молча до этого. — Не сильнее, а умнее,—поправили его. И мне мои учителя казались всех умнее, мудрее! Особенно Ефро­ синья Ивановна Семенина —моя первая учительница. Ей уже много лет, но она до сих пор учит детей в Заполярье. Но не всегда так было. Не сразу русский учитель завоевал такое волшебное доверие. Нелегко было Аркадию Николаевичу Лоскутову, Алексею Василь­ евичу Голошубину — первым учителям сосьвинских манси. Родители сначала не отдавали своих детей в школы. Шамана боялись. А шаман говорил: «Отдадите детей — потеряете их. Дьявольской грамоте на­ учат, родителей не захотят узнавать». Первые учителя не отступили. Выучили мансийский язык и по юртам, домам пошли. Беседовали с родителями, разъясняли нужность учения. Не во все дома пускали учителя. Но кто-то уже понимал, раз­ решал заниматься с ребенком. Дети с любопытством заглядывали в окна школы. С интересом приоткрывали двери. А в школе сначала просто рисовали, слушали рассказы учителя о новом, чудесном мире, в котором они, дети, будут жить. Алексей Васильевич Голошубин перевел с русского на мансийский пьесу и поставил ее на школьной сиене. С удивлением смотрели не только ученики, но и родители. «Емас рума! — говорили манси.—Хо­ роший друг, учитель!» Далеко пошли ученики Алексея Васильевича. Е. И. Ромбандеева, А. И Сайнахова, М П. Вахрушева кандидатами наук стали, словари «оставляют, научные труды по мансийскому языку пишут. Научной деятельностью занимаются и кандидаты наук ханты Н. И. Терешкин, Л. Е Киселев, А. Т. Мотышева. Много теперь среди ханты и манси своих учителей, врачей, инже­ неров... Появились и первые поэты и писатели... А в 1923 году на шпрос Наркомата национапьностей Тобольский уездный исполком ответил кратко: «Грамотных ханты не имеется...» Давно это было... Сейчас никого не удивляет, что манси Л. Т. Костин работает ди­ ректором школы, а ханты Е. М. Сагандукова заведует Ханты-Мансий­ ским окружным отделом здравоохранения Не ясновидящая она, не шаманка, а людям возвращает утерянное здоровье и силу. Кем она была?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2