Сибирские огни № 03 - 1971

родовые советы и все вопросы жизни и быта решали на родовых соб­ раниях. Это была переходная форма к обычным советским органам власти. Не простым был путь народов Севера к новой жизни. Из родо- вого строя наши малые народы должны были шагнуть прямо в социа­ лизм. Шутка ли! Об этом мы много говорили, спорили на окружных курсах, куда меня направили, как молодого коммуниста. Политике тоже учился. Знаю. Изменялась жизнь в тайге —другими становились и люди. Хозяевами своей земли стали чувствовать себя. И вот в 1930 году был организован Ханты-Мансийский националь­ ный округ. Это большое, историческое событие: у нас появилась своя государственность. Простые рыбаки и охотники видными политическими деятелями становились. А пробуждала к политической жизни наша партия. Рус­ ские люди, коммунисты месяцами кочевали по тайге и тундре, ездили от стойбища к стойбищу, от деревни к деревне. Беседовали с рыбака­ ми, оленеводами, охотниками, разъясняли задачи Советской власти. Всюду колхозы стали создавать. И для меня наступило горячее время. Избрали меня председателем колхоза. Мне не только подарили свободу, но и власть. Вот это было труднее. Что делать с этой властью? В руках ли держать ее, людям ли раздать ее, или запрятать так, чтобы никто ее и не почувствовал?! Мало кто знал, как правильно держать власть. На всей земле никогда колхозов не было. И такую жизнь мы начинали первыми. И, бывало, мы ошибались. Не знаю, как вы поступили бы на нашем месте. Но нам пришлось не сладко. Было и такое: Пришло указание: «Скот должен быть общим, колхозным. И нево­ да, и лодки...» Так и сделали. Весь скот согнали в колхозное стадо. Даже собак всем велел я сдать. Начали уже было строить собачью ферму. Да бумага пришла. Никто в деревне еще не мог читать. Посла­ ли в район за учителем. Приехал русский учитель и сказал: «В бумаге написано: «Перегиб»!».. Спасибо учителю. Разъяснил нам не только это. Остался в нашей деревне. Сколотил из досок парты. Стал учить наших детей. Спасибо ему, русскому учителю! Это он тебя сделал ду­ мающим, большим человеком сделал... Солвал замолчал, а я вспоминаю моих школьных учителей... Они мне и моим сверстникам открывали глаза на мир, каждый день дарили новое чудо .. И кем бы я был без них?! Учитель на Севере— волшебник! За окном ходит долгий зимний вечер. Ступит он на снежинку_ слышится хруст. Прикоснется к ветвям—они звенят на звездном мо­ розе. В такой вечер хорошо сидеть у теплой печки и слушать сказку или просто разговаривать. Жила-была рыбка. Плавала она в речке. Резвилась, играла. А мы ее едим, говорит один из мальчиков, снимая с чебака сухую шкурку.— Вкусная рыбка! — А сделало вкусной эту рыбку солнце. Оно ее высушило. Мне дедушка рассказывал,—вступает в разговор другой. — А разве солнце всех сильнее?! — Нет! Туча сильнее солнца! —говорит третий мальчик.—Она своими черными крыльями закрывает золотые лучи солнца. — А кто сильнее тучи?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2