Сибирские огни № 03 - 1971

Утром старец спрашивает: — Как съездил, сынок? — Так себе съездил. Бедных людей обижают, а помочь нельзя... — Если бы и я »так думал, не было бы на свете ни солнца, ни людей. Народ что делает, так и должно быть: он сам себе хозяин. — Разные хозяева бывают и люди разные,—сказал Мирсуснэхум и вернулся на землю. Солвал продолжает свой рассказ: — Почему я стал коммунистом? Есть у меня об этом своя дума. Может, потому я стал комму­ нистом, что оказался очень «соленым». Трудно было меня, упрямого, шаманам переварить. Они хотели, чтобы повиновался им, не думая. Хотя и грезил уже духами, но кое-что хотел понять. А главное— я им не был «родня». Уж очень рядом стояло бат­ рачье детство. Вспомню, как я гнул спину, как Яныг-пуки с шаманом хлебали из одной чашки, которую я подавал к столу, во мне словно просыпается какой-то зверь. Становлюсь похожим на медведя, не во­ время разбуженного в берлоге. Не равным чувствую я с ними. И мне больно. Не по пути, значит. Коммунисты... Датеко было мне до них. Ведь я хозяином мечтал быть. К тому же в нашей деревне коммунистов не было, как и грамот­ ных. Но когда из района приезжали уполномоченные, они не только кричали до хрипоты в «мир-коле» —собрании, подобном митингу, но и тихо говорили с каждым и со мной тоже. Я мало что понимал в таинственных словах «колхоз», «коммунизм», но чувствовал, что эти люди по мне. Они такие же «соленые» и упрямые. И слова у них такие же огненные, как у шамана, но не усыпляющие. От этих слов мерещи­ лась какая-то неясная еще жизнь, но ко сну не тянуло. Потому что коммунисты звали к деятельности, какой еще не зна­ вали манси. А мне этого и хотелось. И закрутился я... И не жалею. Спасибо! Я узнал такую жизнь, что вы мне еще не раз позавидуете! В борьбе за лучшую жизнь для людей, а не только для себя, есть сладость. Ее невозможно высказать словами. Почувствовать надо ее самому... Революция... что она дала малым народам?! Бедняки почувствовали, что пришла своя власть. Ханты и манси освободили от налогов. Открылись магазины. В этих магазинах можно было взять хлеб, соль, чай. «Новая власть дает деньги на хлеб, значит, она хорошая»,— го­ ворили у нас на Севере. Купцов, перекупщиков пушнины изгнали. Пушнину и рыбу стали принимать в «Интеграл». Так чудно кооперация называлась. Вместо водки и бус, которыми раньше одаривали час купцы, «Интеграл» снаб­ жал боеприпасами, продуктами питания, одеждой. Цены на мех ста­ ли постоянными, твердыми. Не так, как в старину: сколько захотел купец —столько дал... Цены на рыбу с начала тридцатых годов были увеличены в два раза по сравнению с первыми годами революции. Интерес к рыбной ловле появился. В меньшей степени стали зависеть от удачи на рыбал­ ке и охоте. В плохой год, когда мало добудешь,—комитет бедноты поможет, ссуду продуктами, оленями, деньгами выдаст... Кулаки и шаманы не могли у ке безнаказанно хозяйничать. Вме­ сто родовых старшин и родовых начальников манси и ханты избирали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2