Сибирские огни № 03 - 1971

Но Лука встал на лыжи, тысячи километров прошел с отрядом, воевал с белыми, контрреволюцию давил. А потом, когда не стало на Севере белых, он пошел вместе со всем отрядом на запад, белополяков бил. Сказывают: однажды он захватил пулемет врага с двумя пулемет­ чиками. Шли красные в наступление. Но строчил пулемет врага и каж­ дый раз приходилось отступать. Лука Ернов —охотник. Он знал: на зверя надо идти не прямо, не с ветреной стороны, а в обход. Подкрался к пулемету сзади и заставил его замолчать... Потом большим челове­ ком стал Лука Ернов, секретарем Окружкома партии работал, депута­ том Верховного Совета СССР мы его избирали... Солвал мог бы спеть песню о Платоне Ильиче Лопареве, красном партизане, командире экспедиционного отряда по ликвидации белого бандитизма на Севере. В его отряд и вступил ханты Лука Ернов. Ты­ сячи километров прошли на лыжах легендарные богатыри Платона Лопарева. Шли по заснеженному Иртышу, Оби, Сосьве. Тысячи кило­ метров боев с белыми, борьбы с морозом, с вьюгой. Солвал спел бы песню о Павле Даниловиче Хохрякове, балтий­ ском матросе, стойком большевике, организаторе Советской власти на Обском Севере. Он тоже погиб в борьбе с контрреволюцией. Рука об руку с коммунистами сражались и первые комсомольць края. В бою с белыми под мансийской деревней Карым-Кары погибла девятнадцатилетняя медицинская сестра Подгурская. Окруженная бан­ дитами, она отстреливалась до последнего патпона... А в одном из боев на Обском Севере погиб первый хантыйский комсомолец Афанасий Соколков. Белобандиты вырезали его сердце и подняли на хорее. Но никакие зверства не могли остановить победное шествие по Северу идей Ленина. То в одном, то в другом месте появлялись комсо­ мольские ячейки. И это тоже песня тоже легенда Председателем первой комсомольской ячейки в Самарово в 1919—20 годах была Евдокия Михайловна Ершова-Чукреева. Медсестра военно-революционного отряда, организатор коммуны «Спартакиада», позднее председатель Сямаровского сельсовета, она вспоминала: «Дружно работали мы, дружно и отдыхали, все вечера проводили в комсомольском клубе или в народном доме, ставили концерты и в других деревнях... Средства от платных мероприятий сдавали в «пом- гол»—так сокращенно называли у нас комиссию по оказанию помощи голодающим Поволжья. Собирали для них средства и хлеб по дерев­ ням. Устраивали мы и субботники в пользу Красной Армии». — Царя нет! Попов, купцов, старшин— гоже нет. А об этом дав­ но мечтали манси и ханты. Вы, молодые, не знаете священных песен хан гы, богатырских сказа­ ний манси. Слушали эти песни и сказания в турманколе —в темном до­ ме—при закрытых дверях, при закрытых окнах. Свято оберегали от постороннего уха свою мечту. Ударял певец лапкой гагары —священной птицы—о бубен и пел —сказывал героическое сказание о жизни. А в жизни —два начала: день и ночь, олень и волк, добро и зло. Мирсуснэхум идет по земле и видит всюду одно и то же: горе наро­ дов. Поднимается в Верхний мир, к создателю Вселенной -- Нуми-Тору- му. Слушает Торум печальный рассказ отыра и за страдания и лишения обещает счастье народам. В Нижнем мире, в царстве мертвых только обещает он им счастье.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2