Сибирские огни № 03 - 1971

дипломатических переговоров с иностранными государствами, скло­ няя решение тех или иных вопросов в благоприятную сторону. Соболи­ ная казна в начале XVII века оценивалась в 600 000 рублей и составля­ ла около трети годового бюджета О размерах ясака дает представле- 1 ние один из документов того времени: «В 1586 году московский госу­ дарь наложил ясаку... на Обь Великую и на все городки обские 200 000 соболей, 100 000 лисиц черных и 500 000 белок...» Тяжелый ясак, лихоимство воевод, ^купцов и своих же князьков не раз вынуждали северян обращаться к царю с прошениями. В одном из прошений в 1642 году вот что они писали: «И многие остяки с же­ нами и детьми с голоду померли, а иные, государь, наша братия остяки жен и детей с голоду продавали в рабство, и твоим государевым ясакам промышлять стало нечем. Не стерпя голоду, собак переели, наги, босы и беззащитны от зимней стужи и от голоду помираем». Но этот крик отчаяния не был услышан. Не получая помощи от царя, народы Севера не раз восставали. В 1636 году ханты восстали против князя Алычева, царского ставлен­ ника, отказавшись повиноваться ему и платить ясак. Восставшие ман­ си, ханты, ненцы ходили на Березово, где жили воеводы, купцы, сбор­ щики ясака. Несколько раз сжигали его. Последнее восстание было в середине прошлого века, под предводительством народного героя Се­ вера Вауоли Пиетомина. Все эти восстания жестоко подавлялись. А Солвал продолжает: — По сказаньям и священным песням, которые вам уже недоступ­ ны, я знаю: таежный охотник и бедняк рыбак не раз брались за трех­ гранные стрелы и поднимали рогатину на белого царя, как на зверя, чтобы освободиться. Но те сказания и песни кончались так: Горе! Горе! —повторяли печальным шепотом в народе. Горе! Горе! —лес шептал. Горе! Горе! — пели птицы. Горе! Горе! — зверь таежный говорил языком своим звериным... И вдруг —Революция. «Неужели ясак больше платить не надо?!—удивляются старики.— Неужели кто-то услышал наши вековые молитвы?! Неужели царя не будет?!».. Слышим: и попов не будет! Царь, как бог, его никто из манси не видел. А поп —рядом. Н» рыбалку пойдешь —дай ему осетра. На охоту пойдешь —дай ему собо­ ля. Святой дом с островерхой крышей —церковь —надо строить — деньги дай... Мы — язычники. Добрым и злым духам верили, им поклонялись, прося удачи на охоте и рыбалке. А поп учил Христу кланяться. Нашего идола, если не поможет на охоте, на рыбалке, можно уто­ пить в реке, разрубить топором, сжечь на костре. А с Христом так не поступишь. Перед ним надо быть смирным, покорным, терпеливым. И что за бог?! И что за вера такая?! Терпеть —еще можно Но смирным будешь — зверь тебя сомнет! И для покорности пи на свет человек рождается?! Нет! Чудная вера1 Непонятная!.. Поп крестил северян под дулами пищалей, разрушал священные капища, бросал идолов в огонь. Это еще ничего! Тех, кто в святой дом ходил, для виду поклонялся Христу, а потом шел в лес к своим богам, били попы плетьми. И это еще ничего!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2