Сибирские огни № 03 - 1971
— Может, и знаете,—начал опять Солвал.—Да бумажно знаете,, из красивых книг ведаете. А сердцем надо бы! Вот я и стараюсь рас сказывать. Рассказывать не сказки. О, я совсем не против той древней мудрости, что притаилась в узорисчых сказаниях. Но в моей жизни случалось то, чего даже в сказках не было. Походив по моим запутан ным следам, вы, возможно, что-нибудь поймете и в сегодняшнем дне. Гак слушай... Не буду сказывать, как, вернувшись домой, я забрал в свои руки власть в семье и заставил всех работать. А подсмотрел все это у Яныг-пуки. Он умел шевелить людей. Я учился у него и мечтал стать таким же богатым. Что ты удивляешься?! Не надо удивляться. Богатым стать меч тал. Обыкновенным богатым. Таким, как Яныг-пуки. Сытой жизни каж дый хочет. А другой мечты у нас и не было. Колхозы, социализм — это потом появилось А тогда... что там говорить! Видят люди: хозяйство наше в гору пошло. И лошадь появилась, и коровка, и овиы, и гуси. Братишки и сестренки проворны в ра боте. Глядя на нас и отец стал подтягиваться. Стыдно старому манси быть ребенком у своих детей. И вижу со мной стали разговаривать даже старики. Стал на меня поглядывать и сам шаман. В гости приглашает. Уби вают белую лошадь —это лучшая жертва духам —он просит помочь. Я покрываю лошадь священным ковром и веду ее в южный угол ша манского дома. С трепетом вслушиваюсь в таинственные слова мо литв и заклинаний Причудливые видения вижу, как во сне. Духи мне являются. Они такие же, как и люди. Только маленького роста. Чуть побольше белки и поменьше соболя. А одеты они, как древние бога тыри,—в собольих шапках, в кольчуге, у них сабли стальные да лук со стрелами. Теперь-то знаю, что у меня была какая-то болезнь. А тогда... Трясет меня, а люди думают, что в это время меня посещают духи. Если буду верным старому шаману —духи смогут открыть желание неба. Учили старики, посвящали в священное таинство. Но посредником между Небом и Землей мне стать не суждено было. Пришла новая жизнь... Слышим однажды: «Царя больше нет!» «Революция!» — говорят. Кто такой Революция? Как он мог победить самого царя? Никто из манси и ханты не знает. А царя знали. Царь любит ясак, соболя любит. По пять соболей с лука (с охотника) надо было давать да еще на «государевы помин ки»—на подарки царю мех нужен. Не забудь также попа, воеводу, стар шину. А забудешь — высекут и ясак увеличится. Если соболя нет —лисицу давай, куницу, бобра, белку, горностая давай, царскую «соболиную казну» пополняй. А коль ясак платить не будешь —кандалы железные тебе наденут. И будешь в них, пока сородичи твои не внесут в «соболиную казну» мех. Такие кандалы есть в Ханты-Мансийском краеведческом музее. Поржавели они. Сам видел... ...Соболиная казна... В старину шкурки пушных зверей, преиму щественно соболиные, нередко исполняли роль денег Такая денежная единица называлась «куны». Из собольих мехов изготовлялась одежда Царя и вельмож. Собольи шкурки предопределяли подчас и исход
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2