Сибирские огни № 03 - 1971

Северная Сосьва... Левый приток Оби. С восточных склонов Урала сбегают ее первые струи. Вода ее уральских притоков будто хрусталь­ ная. Один из самых крупных притоков —Ляпин, по-мансийски назы­ вают— Сакв. «Сакв» — это бусинка. Сакв —река прозрачная, как бусинка. Зато правые притоки берут начало с болот. И хрустальная уральская вода окрашивается в темноватый цвет. Гемновато-хрусталь- ной становится наша Сосьва. — Был я, наверное, не выше жеребенка, когда отец проиграл меня в карты,— продолжает Солвал.— Проиграл меня отец, и стал я батраком у одного богатого манси, рабом стал... Батрак, раб... Эти слова канули в прошлое. А ведь совсем недавно имели реальный смысл. Ученый-этнограф И. С. Поляков написал книгу, которая вышла около девяноста лет тому назад. Вот что там сказано: «В половине прошлого столетия в Березово существовала даже торговля остяками: маленького остяка или остячку можно было купить за какой-нибудь двугривенный». — Того богатого манси, которому проиграли меня, за глаза назы­ вали Яныг-пуки-ойка. Большой живот, значит. А в лицо —Сорни-нянь. Золотой хлеб, значит. Этот Яныг-пуки оказался «добрым». Не бил меня, как других. А работать заставлял. С утренней и до вечерней звезды носился я, как собака в сезон охоты Тянул невод со взрослыми, вы­ черпывал воду из лодок, солил и вялил рыбу. Хорошо сейчас. По Сось- ве бегают моторные лодки. Не скрипит усталое весло, не каменеют ру­ ки от тяжелой гребли. Теплоход возит людей... А тогда на гребях хо­ дили, нашего хозяина возили. Окаменеют руки — ноги выручают. По берегу бежишь, лямку тянешь — и лодка плывет против течения. Даже .седобородатые старики были быстроногими. Голод шевелит людей й ноги резвее оленьих, и руки мастерами становятся Не бил хозяин. А было больно. Не ногам больно, не усталым рукам, а сердцу. Как вспомнишь —до сих пор оно ежится, как рыба на снегу. Лето гнул спи­ ну, зиму гнул спину. Давно кончился мой срок, пора бы в дом родной. Соскучился по братишкам и сестренкам. Но Яныг-пуки не отпускал меня. «Сака ёмас! Хорошо! — говорил он,— Будет из тебя добрый ра ботник». По следу зверя ходил — хорошо это было! Со зверя шкуру снимал — хорошо это было! Золотистый мех ложился в священный хо зяйский сундук — вот что плохо было!.. Яныг-пуки в конце концов от­ мстил меня, даже «жалование» выплатил: дал горстку соли и немного муки! А было это в году большого снега Дома по крыши заметало. Нелегко в такую пору ходить за зверем—снег зверю помогает, а не человеку. Нелегко и рыбу ловить. Пришел домой а отец водкой забав­ ляется. Купец приезжал в деревню. Соболей, белок забрал — водку привез, а хлеба не привез. Это сейчас в каждой деревне магазины и хлеб, сахар, масло есть... А тогда либо ездили на ярмарку, далеко, за многие сотни километров, либо купец сам приезжал, когда он «доб­ рым» быть хотел. Сейчас я не об этом. Каждый школьник про то знает. А может, и не знает, а? Он испытующе взглянул мне в глаза, словно я и вправду не знаю азбучную истину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2