Сибирские огни № 02 - 1971

Д а, молодого автора, вступающего в литературу, занимает именно эта, поистине грандиозная, проблема. Он исследует характеры наших современников, людей, занятых самыми разными делами, чаще весьма скромными, малоприметными Но мысли и чувства их всегда значительны, вровень с сегодняшним днем, днем борьбы и созидания, днем тревог и надежд, днем больших социально-нравственных поисков. Какая-то необычайная простота и непосредственность, теплая задушевность подкупает в героях М. Малиновского. Событийная сторона его рассказов весьма ограничена. Пафос их в ином — в неослабном интересе писателя к внутренней жизни героев, к едв^а уловимым, но очень важным для нравственного становления чело-' века движениям мысли и чувства Вот старик Лукьяныч из рассказа «Память»: «Привычная роль в хозяйстве молодила его, даже походка стала пружинистой. Заметив, что Коля пропустил уже несколько вялых желтых листков и, вообразив кочерыжки, выдернутые с корнем, гранатами, расшвыривает их по огороду, Лукьяныч подозвал внука к себе, с наслаждением сделал внушение: — Ты, сынок, приучайся работать отчетливо. Труд, когда он отчетливый, должен глаз радовать, создавать приятность. Тоже как в давние времена, когда было кого наставлять, даже внука непроизвольно сыном назвал. Тут же он увидел, что Кирилл берет мешок с капустой низко на спину. — Кирюша, сынок, спину надломишь! — Лукьяныч подбежал, помог вскинуть мешок на плечи.— Так-то вот оно легче, сынок, когда в упор по стержню, только ноги переставляй». Ефимья, жена Лукьяныча, едет в город,— и несколько суетливое беспокойство старика чувствует и читатель. Автор умеет выразительными деталями передать это беспокойство. Остаются в памяти следы Ефимьи на сизой .утренней траве, «не отдельные отпечатки, а две полоски, будто от лыж. И тревожно стало на сердце от Этих полосок». Не обманывали горькие предчувствия Лукьяныча: умерла Ефимья. Идут и идут люди попрощаться с бабушкой Коли. «Не умеем мы сказать человеку в глаза добрых слов... А теперь кому скажешь?» — замечает один из героев рассказа. И, действительно, видится теперь по-иному вдруг эта тихая и скромная женщина-труженица, героиня, отличившаяся еще в гражданскую войну, в трудные военные годы да и в мирные времена она умела проявлйть свои лучшие качества как-то незаметно даже для близких людей И обидно Коле, что «все знают, кто она такая, бабушка его, а он, родной внук, не знает еше». Нечуткий, невнимательный читатель может, наверное, пройти мимо некоторых рассказов Малиновского, так и не открыв для себя ничего значительного. В тесной комнатушке (рассказ «Ночь такая летняя») идет разговор между Женькой и ее возлюбленным. А за внешне банальной ситуацией скрывается большое человеческое достоинство, благородство и чистота взаимоотношений этих людей, раскрывается подлинная душевная щедрость и неистощимая сила этой, на первый взгляд, ничем не примечательной женщины средних лет: «...С тобой я тоже человек. Женька...» — говорит ее возлюбленный. открывающий и для себя много нового в этом характере, порою кажущемся ему уже давно познанным и знакомым до мелочей. В подчеркнуто обыденной обстановке протекает действие всех рассказов сборника. Естественны в своих поступках и думах герои произведений. Интересно, что рассказы Малиновского, как правило, не имеют концовок. Он избегает громких реплик под занавес. И этим подчеркивается естественное течение жизни, которая, как известно, начинается и кончается не вместе с началом и концом произведения. При чтении рассказов молодого автора невольно вспоминаются слова одного нашего литературоведа: «Как раз в закреплении непреходящей ценности всего преходящего — одно из величайших достоинств искусства» (Б. Бурсов. Реализм всегда и сегодня. Л „ 1967, стр. 6). И лишь рассказ «Шаги», на мой взгляд, вырывается из этой атмосферы естественности и простоты. Герои временами теряют логичность и последовательность в своих поступках, появляется мнимая многозначительность. Рассказы М Малиновского посвящены современности. Но в каждом из них слышится эхо прошедшей Отечественной войны. Раздается оно в каждом рассказе по- разному. Неля Константиновна полна раздумий о том времени, когда ее муж пропал без вести (рассказ «Шаги»); вспоминает о своем безрадостном и трудном военном детстве Женька («Ночь такая летняя»); начиная с ^военных лет, ведется повествование в рассказе «Виктория — ягода садовая»; и ныне не справилась еще с болезнью Галя, родившаяся в голодное военное время (рассказ «Ой ты, Галю»), Думается, что в этом большая правда жизни, точная примета и того поколения людей, детство- которых упало на военные годы. Тонкость психологических наблюдений, удивительно теплое отношение автора к своим героям, пластичность описаний, точность рисунка, колоритность и правдивость диалогов — все это достаточно ярко проявляется уже в первой книге автора. Своими рассказами он как будто еще и ешё раз говорит: удивительное всегда близко, рядом, умей лишь наблюдать, видеть. И главное чудо нашей жизни для М. Малиновского — «душ золотые россыпи», на чем держится и всегда будет стоять мир. э. ШИК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2