Сибирские огни № 02 - 1971

менты о жизни и деятельности отца, впер­ вые публикуемые фотографии и многочис­ ленные другие документы — все это, со­ бранное воедино, представляет для чита­ теля несомненный интерес, так как воссоз­ дает человеческий «образ» Галины Нико­ лаевой, а писатель, как известно, начина­ ется с человека. «Вся моя жизнь — в моих произведени­ ях» — так или примерно так говорили многие большие художники. И действи­ тельно, в любом произведении искусства, и литературы прямо или косвенно, опосред­ ствованно отражен жизненный путь его создателя, внешняя канва событий и со­ кровенный внутренний мир. Проследить за взаимосвязью между жизнью и творчест­ вом, проследить за рождением идей и об­ разов понять причину успехов и неудач — дело исследователей литературы, и книга Л. Пичурина, в которой сделаны интерес­ ные сопоставления фактов действительно­ сти с теми или иными событиями из рома­ нов, повестей и рассказов писательницы, является в этом смысле благодатной основой Собственно, половина книги посвящена родителям Галины Николаевой. Воспоми­ нания матери, включенные в повествова­ ние, естественно, субъективны, но они искренни, самокритичны, а главное — в них виден человек, увлеченный своим делом — делом народного просвещения. Отца Га­ лины Евгеньевны давно нет в живых. Евгений Иванович Волянский за участие в революционном движении молодежи был арестован и сослан в Тобольскую губернию. В момент ареста ему было чуть более 18 лет. И в ссылке он не прекращал рево­ люционной работы, успел подготовить себя к университету. После 'ссылки окончил юридический факультет и в советское вре­ мя считался одним из лучших специ­ алистов Новосибирска по гражданскому праву. Мелетина Венедиктовна не скрывает, что не все благополучно складывалось в их семье, но это была семья тружеников, ко­ торые, не задумываясь о выгоде, все луч­ шее в себе отдавали людям. Не случайно школьница Галя на вопрос учительницы, не знает ли кто-нибудь известных людей, отвечает; «Я знаю... Моя мама!».'Пригляди­ тесь к другим, кто был рядом с Галиной Волянской, кто так или иначе влиял на формирование ее характера и мировоз­ зрения, будь то ее первый муж А. Г. Порт­ нов или профессор Н. П. Синицын, ее научный руководитель в аспирантуре, или ее близкая подруга врач С. И. Зимина — все это в изображении Л. Пичурина люди высоких нравственных принципов, долга, служения народу. Нам известна книга стихов Галины Ни­ колаевой «Сквозь огонь», изданная в 1946 году, стихов, полных гражданского пафо­ са, стихов-раздумий о любви, о войне, о родной природе. А из письма младшего лей­ тенанта А. Сухотина от 16/Х 1942 года, включенного в повествование, мы узнаем и о том, как вела себя на зойне Галина Волянская. Узнаем мы из горьких воспо­ минаний матери и о том, как пережила Галина Волянская трагедию санпарохода «Композитор Бородин», разбитого гитле­ ровцами на Волге. И те стихотворения, ко­ торые писала когда-то начинающая поэтес­ са, приобретают для нас сегодня более глу­ бокий исторический смысл. Мы начинаем думать не только о Галине Николаевой, но и о целом поколении советской молодежи, участвовавшей в Отечественной войне. Они отстояли завоевания Страны Советов, они двинули вперед развитие хозяйства, науки, культуры после войны Читая и перечитывая теперь роман Га­ лины Николаевой «Битва в пути», или ее посмертно опубликованные дневники «Наш сад», мы убеждаемся в том, как искренне и взволнованно писала она о сложнейших событиях нашей истории. Каковы истоки этой искренности, этой взволнованности, истоки мужественного поведения на вой­ не, мы имеем возможность судить и бла­ годаря книге Л. Пичурина. Безусловную ценность представляет эта книга с точки зрения краеведения. Перед нами возникает довольно широкий фон, на котором вырисовывается судьба человека. Сначала это так называемая глубокая про­ винция в так называемые глуу"р готы накануне и после революции 1905 года, десятилетие перед назреванием Октяорь- ской революции, а потом революция и гражданская война. И тогда и потом жизнь была напряженной и сложной, а творцы ее — по-своему яркими, по-своему неповторимыми. Л. Пичурин доступными ему средствами раскрывает не только образ писательницы но и образы окружающих ее людей, в какой-то степени и образ эпохи, цх воспитавшей. Автор познакомил нас со многими людьми, и они оказались такими примечательными, что он невольно восклик­ нул: «Я боюсь показаться читателю одно­ образным и надоедливым и поэтому даль­ ше не пишу о том, что рассказали и написа­ ли мне друзья, товарищи Галины по инсти­ туту и ее учителя, не описывая больше ни самих этих людей, ни истории моих поисков, хотя люди эти... настолько интересны, что я часто думал — сколько же можно напи­ сать значительного о наших современ­ никах!». Документальная книга Льва Пичури­ на — скромный и добротный вклад в кол­ лективно создаваемую летопись жизни со­ ветских людей. Ф. ЯНОВСКАЯ Михаил Малиновский. Память. Новоси­ бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. Над заглавным рассказом первой своей книги автор поставил две стихотворные строки Владимира Соколова: Ты скажи, земля, Ты на чем стоишь?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2