Сибирские огни № 02 - 1971

Яше суждено здесь пережить волнения и горечь первой любви. В работе, в обще­ нии с хорошими и умными людьми при­ ходит возмужание. Страдание не озлоб­ ляет, не отталкивает от окружающих. В самую трудную, невыносимую минуту Яша встречает дружеское участие и под­ держку. В увлеченности своими делами (а по­ рою даже и делишками) мы, взрослые люди, забываем иногда, что рядом с на­ ми существует еще один мир — чуткий и напряженный, неизменно доброжелатель­ ный и неослабно внимательный к нам. Иные из нас просто отмахиваются от детских переживаний, находя их незрелы­ ми и незначительными Сергей Сергеич — детский художник. В своих рисунках он изображает зверей и пгиц настолько интересно, что кяптинки выглядят содержательнее текста. Но соб­ ственную дочь, семилетнюю Галку, он не по- нимае 1 («Галкина правда»). Фантазии ребенка пугают Сергея Сергеича, отец всерьез боится, что девочка вырастет лгуньей. И все же художник постигает душу ребенка. Непосредственность и жи­ вость воображения Галки — это безмерное преимущество, а не недостаток. Отец с до­ черью приходят к полному пониманию. Но не всегда так бывает В рассказе «Крылышко» маленькая Катюша стано­ вится свидетельницей семейного конфлик­ та. Разлад между отцом и матерью — вот зло, вошедшее в семью и разрушившее ее. Сложные отношения взрослых, во всей их неприглядности. развертываются на глазах девочки. Детская душа ранена, наверняка — навсегда. Илья Лавров — и это для него естест­ венно, как дых'ание,— любовно и при­ стально вглядывается именно в хороших людей, в их лица и души Однако и на нашей земле еще не перевелись мораль­ ные уроды, чья грязная рука глумливо поднимается на наше заветное, старается разрушить то, что для нас дорого и свят. Всю жизнь учил детей Антон Кузьмич, а когда вышел на пенсию, отдался второй своей страсти — выращиванию цветов. Цветы — радость человеческая, красота и волнение... И вот нашелся жестокий и злобный негодяй, который не перенес чу­ жого бескорыстия. Мешанину Евсику не­ понятна увлеченность Антона Кузьмича. Если бы цветы выращивались для прода­ жи,— он бы понял. И Евсик вытаптывает цветы в саду соседа, учит разрушению своего малолетнего сына. Но люди не дают в обиду старого учи­ теля. Уже через несколько часов со всего города нанесли ему цветоводы столько цветов, что сад Антона Кузьмича стал еще краше («Бессмертные цветы») Вера в торжество и неизменную победу добрых начал в жизни — основной твор­ ческий принцип писателя. Без доброты нет человека. Если погас факел дружелюбия и преданности, верности людям — значит, неизбежно, в тот же миг гаснет и сам че­ ловек. Может быть, поэтому столь про­ никновенны и рассказы, казалось бы, в другом («Пропажа», «Прекрасный Це­ зарь»), Любить животных, «братьев на­ ших меньших» — не блажь ли это, не ра­ сточительность ли душевная, в самом де­ ле? Да нет же, конечно. Просто в людях столько доброты, что они, не раздумывая, выплескивают ее в мир. Надо очень любить всё доброе, мудрое, чистое. И тогда ничто прекрасное не ми­ нует тебя. Б. ТУЧИН Лев Пичурин. Путь к «Битве...». Страни­ цы жизни Г. Е. Николаевой. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. Эта маленькая книжка в синей облож­ ке, осветленной голубыми разводами вет­ вей и огоньком человеческого жилища, от­ носится к тому редкому литературному жанру, который наиболее законченно и органично связан с именем Ираклия .Андроникова Но, в отличие от произведе­ ний замечательного литературоведа, кри­ тика, актера и публициста, каким нам известен И. Андроников, повествование Льва Пичурина «Путь к «Битве...» не пре­ тендует на постановку и решение каких бы то ни было литературоведческих задач. Л. Пичурин, преподаватель математики Томского университета, просто и непритя­ зательно рассказывает о том, как он волею случая,— но не- вопреки собственной во­ ле! — был вовлечен в поиски материалов, фактов, людей, так или иначе связанных с жизнью и творчеством популярной со­ ветской писательницы, как захватили его эти поиски и привели в конце концов к необходимости написать книгу, в которой были обобщены результаты поиска и в какой-то мере раскрыта необычайная увлекательность самого процесса изысканий. Дочь сельской учительницы Мелегины Венедиктовны и политического ссыльного Еьгения Ивановича Волянских, Галина Волянская (литературный псевдоним — Николаева) родилась в Сибири (деревня Усманка Томской губернии) Детские и юные годы она провела, кочуя с родите­ лями по разным городам и селам Томск, Псков, Сосновка Ануйская, Барнаул. Но­ восибирск... Свой творческий путь Галина Николаева начала как поэтесса в 1945 го­ ду и завершила романами «Жатва», «Бит­ ва в пути», «Рассказами бабки Василисы про чудеса», получившими самое широкое признание. Спустя много лет. автор повествования повторил некоторые маршруты Волянских. Его подробные рассказы об этом, воспоми­ нания Мелетины Венедиктовны, написан­ ные живо и увлекательно, свидетельства людей, знавших . семью Волянских, доку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2