Сибирские огни № 02 - 1971

павших на войне поэтов — это подвиг, пе­ реплавленный в слово, это слово, ставшее подвигом. Потому-то в книгу гогружаешься весь, без сстатка: кажется, что слышишь вокруг живые и страстные голоса очень раз­ ных людей, сходных в главном: все они — люди долга, для которых Родина — мерило всего самого святого в мире. Разнообразны гемы стихов — о войне, о детстве, о любимых девушках, о женах и детях, о подвигах, о красоте природы. Владимир Чугунов признается: Я друзей обманывать не стану: Сердце не грубеет на войне — Часто дочь, трехлетняя Светлана, Среди сна является ко мне. Георгий Суворов, чье имя стало поисти­ не легендарным, размышляет о духовной красоте советских командиров: Есть в русском офицере обаянье. Увидишься —и ты готов за ним На самое большое испытанье Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым. Покоряют стихи Г. Суворова о Сибири, д аж е в опасной разведке, когда, кажется, человек воспринимает лишь то, что непо­ средственно относится к бою, запах брусни­ ки напоминает воину «край золотоликий, мою Сибирь, мою тайгу» («Брусника»). Поэт с редкостной цельностью сочетал в своих стихах, как принято выражаться, «во­ енную тему» с темой родных мест. Г. Суворову принадлежат строки, ко­ торые стали поэтической формулой подви­ га во имя людей, и сегодня трогающие серд­ це с неизменной силой: В воспоминаньях мы грустить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? Свой добрый век мы прожили, как люди. И для людей! Второй раздел книги называется «Па­ мять»: в нем запечатлен подпит нашей Ар­ мии в боях на Западе и на Востоке. Этот исторический подвиг Вооруженных сил Со­ ветской державы опирается на подвиги от­ дельных людей но и он рожден массовым героизмом миллионов. Упал солдат на поле боя, О том не зная наперед. Что слава воина-героя К нему, погибшему, придет. Пролетели годы — и сегодня молодые воины учатся мужеству у того, кто «встал — из бронзы — у шоссе»: Идут бойцы, равняясь. Чтобы ф Он научил их. молодых, Не чувству страха или злобы,— Бесстрашыо в схватках штыковых. Гак он стоит. Среди колосьев, Поп светом звезд в вечерней мгле. Всю жизнь свою. И даже после Служа живущим на земле Леонид Решетников нашел слова про­ стые и очень весомые, чтобы подчеркнуть бессмертие героя, его причастность к делам сегодняшним. Разве может быть судьба ве­ личественнее, чем служба живым— даже после собственной гибели? Кто же были эти герои, эти исполины, совершавшие чудеса? Богатыри? Сказоч­ ные витязи? Если б не каска и не погоны, если б не матовый ствол автомата, был бы похож он сейчас, запыленный, на землепашца, не на солдата. Иван Ветлугин прав: если бы люди уви­ дели этого воина не у стен рейхстага, а на нашей земле, они в самом деле сказали б: — Наверное, с поля. Жаркой была на участке работа!.. Да, каждый шаг в бою оплачивался и кровью, и нечеловеческим напряжением сил, трудовым потом. Грандиозные победы одер­ живали самые обычные, скромные люди. И сказочную мощь им давала любовь к сво­ ей земле, к своему народу. Повествуя об освободительном походе нашей Армии на Восток, Юрий Гордиенко говорит: В страну холмов, знакомую по сказкам. Отдав салюты павшим на войне. Мы звезды мира принесли на касках И ёешний гром на танковой броне. И в той стране, куда пути не близки. Где пагоды древнее пирамид. Народы нам воздвигли обелиски И наши звезды врезали в гранит. Незабываем подвиг наших воинов, и бла­ годарный мир хранит память о том, что 1 а свободу народов советские люди платили своею кровью и жизнью. Поражает и радует многообразие кра­ сок, переливающихся в стихах'разных авто­ ров, неповторимость их творческого об­ лика. В стихах участника Великой Отечествен­ ной войны Ивана Краснова запечатлены и точные, невыдуманные приметы фронтовых будней — только участник событий при­ метит: . Я шел домой, и запах госпитальный Уже выветривался из белья. и чувство любви и благодарности к гой, что Оружья в руках не носила. Но была мне опорой в бею, и неизбежное ощущение вины перед теми, кто не вернулся с войны — Пусть я в том ничуть не виноват. Надо мною те же бомбы выли'... Стихотворение И Краснова «У старого учителя», из которого приведены последние две строки, покоряет точностью психологи­ ческого рисунка, неотразимой достовер­ ностью деталей. Закономерно, что з стихах разных поэ­ тов, с их неповторимыми голосами, с при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2