Сибирские огни № 02 - 1971
жимо кипела, с каждым днем преображая человеческое бытие» («Океан», М., «Сов. писатель», 1940, стр. 493). Не все из созданного П. Низовым равноценно. Некоторые произведения тридцатых годов (например, роман «Сталь», рассказы на «рабочую» тему) отличаются сухостью, рационалистичностью, по своим художественным качеств.ам уступают таким «первозданным», свежим и оригинальным произведениям двадцатых годов, как «Черноземье» и «Язычники» Развиваясь, преодолевая старое, унаследованное от прошлого, крестьянская проза и поэзия постепенно соединялись с общим потоком новой социалистической культуры и послужили как бы звеном, соединяющим демократизм допеволюционной реалистической русской литературы с демократизмом социалистическим. Сама жизнь, новая революционная действительность привела крестьянских писателей к верному пониманию законов общественной борьбы и отражению их в художественном творчестве: «...жизнь деревни,— писал Иван Вольнов,— была лучшим пропагандистом, толкнувшим меня в революционную толчею» («Избранное», М., 1956, стр. 25). Именно крестьянскими писателями — А. Неверовым, П. Низовым и другими — в советской литературе была открыта одна из самых животрепещущих и острых литературных тем — тема деревни. В их произведениях (в том числе — в «Черноземье» и деревенских повестях и рассказах П. Ни зового) были сделаны первые шаги к прав дивому изображению послеоктябрьской де ревни, в ее противоречиях, в движении, в столкновении нового с косным и отживающим.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2