Сибирские огни № 02 - 1971

тем, что родственники по воле обстоя, тельств становятся политическими врагами, чувство долга перед революцией оказывается выше и сильнее чувства родства. Здесь автор удачно использовал распространенный в ранней советской прозе сюжет и добился художественной убедительности. И «Черноземье», и деревенские рассказы, и «Язычники», и «Золотое озеро», и рассказы о партизанах показывают, как мучительно труден, противоречив был путь крестьянского писателя. Прежде чем прийти к ясному, социалистическому, взгляду на действительность, П. Низовой остро ощутил и чувство тоски и безнадежности, пережил увлечение пантеизмом, окунулся в мир романтических грез. Но реализм постепенно и прочно побеждал в его творчестве. В то время как герой «Язычников» тянется к некоей религии, изобретает для себя новую веру, главный персонаж другой повести — «Пути моего духа» — уже постепенно освобождается от липких религиозных пут, в нем побеждает разум. П. Низовой здесь задумал и осуществил нечто большее, чем просто повесть на антирелигиозную тему (как определяли «Пути моего духа» некоторые рецензенты). Задача писателя заключалась в том, чтобы показать отражение революции социальной в духовном мире человека, сбитого с толку слепой верой. «Эта повесть,— писал П. Низовой в предисловии,— тоже о революции. Не о той, которая выросла из экономических противоречий, а о другой, также глубокой, болезненной и более вечной,— выросшей из противоречий, заключенных в самом человеке. Эти две революции (а может быть, две стороны одной) переплетаются между собой, питают друг друга и обе ведут к одной цели — к раскрепощению личности от экономических, религиозных и прочих пут, к творчеству Разума». Отец Стефаний, от лица которого идет повествование, уединившись от -уеты мирской, испытывает вначале радость и успокоение. «Разве недостаточно для человека солнца, цветов и своей собственной души? Для меня теперь достаточно. Я доволен, я страшно доволен!..» Настроение, как видим, то же, что и у героя «языческой» повести. Но постепенно монастырские стены становятся в тягость отцу Стефанию, они для него теперь — как тюремные стены, отделяющие узника от мира живых людей. Он понимает,' что нельзя жить в этом затхлом мертвенном монастыре, жить одними только грезами, молитвами.— человек рожден для труда, «капля мужицкого пота в тысячу раз горячее и благоуханнее иноческих слез и молитв». К такому выводу герой приходит путем долгих размышлений и наблюдений над продажной и лживой монастырской жизнью. Писатель не декларирует, не увещевает, а показывает медленное прозрение героя, постепенно подводит его (а заодно с ним и читателя) к мысли о невыносимости дальнейшего пребывания в монастыре. Без сожаления покидает отец Стефаний монастырские стены, обновленный, уходит, чтобы вернуться к древнему мужицкому труду, вернуться к людям: «Глухо шумит тайга. А за этим шумом мне слышатся другие шумы и голоса —это человечество строит города и села: строит свою трудовую жизнь. Как радостны мне сейчас эти звуки, как властно они меня зовут!» Итог размышлений отца Стефания намного убедительнее, логичнее, чем выводы героя повести «Язычники», челозека, оторванного от мира, от общества людей, связанного с ними лишь воспоминаниями, когда о городской жизни, о том, что там происходит, он может только догадываться. В «Путях моего духа» внешний мир активно воздействует на ход мыслей героя, предопределяет его решения. Наблюдения, опыт сыграли основную роль в поступке героя, навсегда отказавшегося от веры. П. Низовому, обладающему даром психологического анализа, удалось показать изнутри, как опрокинулись бывшие представления отца Стефания, как вырастает и крепнет в его сознании новое убеждение. Потому повесть П. Низового получила признание и как действенная антирелигиозная книга. Вместе с тем, повесть «Пути моего духа» рассказывает не только о прозрении героя Она свидетельствует и о прозрении самого писателя, его важной победе нал самим собой. «Духовный мир части интеллигенции,— говорит автор в начале повести,— и почти всего крестьянства, от истоков до наших дней лежал через жуткие топи мистики и предрассудков, через пустыню неосознанной тоски и томления, через духовные взлеты и падения, через надежды и отчаяние». Таков был путь и самого писателя. Противоречия в творчестве П. Низового, в его мировоззрении постепенно сглаживались, сомнения уступали место стойкой вере. Новые люди, деятельные строители будущего становятся главными героями его произведений. Во второй части романа «Океан» (1940) действуют герои, судьбы которых складывались уже при Советской власти,— сильные, умные, счастливые люди хозяева нового мира Они — дети человека, который когда-то хотел навсегда уйти с семьей от людей, поселиться в одиночестве, прожить жизнь среди природы. Однако увлекательная робинзонада возможна до тех пор, пока «стихия благосклонна». В конце концов, Вильям (такова фамилия героя) понимает, что «человек один не может», что у него не достанет сил бороться со стихией в одиночку. Уже в зрелом возрасте Вильям отходит от своих прежних идеалов, возвращается к людям и жертвует своей жизнью ради общего дела. А его «два- сына и дочь продолжали врастать в окружающую социалистическую жизнь, которая вокруг неудер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2