Сибирские огни № 02 - 1971
вых общественных отношений в деревне растет у него от произведения к произведению. Символична, например, сцена повести «Митякино», где мужики осушают болотную вековую топь, как бы ставя крест на всем отжившем,и зловещем в их жизни. Теме «революция и деревня» посвящена повесть П. Низового «Черноземье» (1922). К тому времени голос писателя окреп, стал увереннее. Яснее стало его мировоззрение и отношение к происходящему: он уже не бесстрастен, не прячется в тень, а пытается дать оценку фактам, разобраться в их сложном переплетении. «Черноземье» — правдивое повествование о деревне, до которой, по словам автора, «медленно, грузно, как колесо трактора, докатился Октябрь». П. Низовой задумал в повести изобразить деревню на рубеже двух эпох, показать постепенную смену общественных настроений, поворот в крестьянских умах, наметившийся еще до революции, во время первой мировой войны, когда мужики стали часто (чего не было раньше) собираться вокруг деревенского грамотея, читавшего «по складам» газету, цепко вслушиваясь, если речь заходила «про дело — насчет земли». Уже тогда повеяло на деревню свежим ветром: «Просачивались мутные слухи, будоражили сознание. Уши у мужиков удлинились, а язык стал короче. На базарах прислушивались, расспрашивали приезжих». П. Низовой воспроизводит «живое» время, не торопясь, не пропуская ничего, вместе с читателем выслушивает мужицкие мнения по поводу «всякого разного» и, бережно сохраняя язык, как бы стенографируя, передает крестьянские разговоры: «Говорили о войне. Лука Дудкин, Ар- хип-пчеловод из Климова Лога и хромой Дема, первый крикун и спорщик. — Ну вот у тебя взяли сына, у меня, у Луки Дудкина, убили, починовский Конд- ратий калекой вернулся. У Федосьи Степан газами кашляет. Разве это правильно? — горячился Дема. — Война от бога. Роптать нельзя, терпеть надо,— произнес тихо богобоязненный Архип. Вошел ветхий и тугой на одно ухо Кузьма. Прислушался. — Темные мы, не разумеем,— вставил он...»Приведенный отрывок — не просто передача случайного разговора, не просто «документ»... Три мнения — не просто штрихи к характеристикам персонажей. Тут столкновение трех разных жизненных философий, мировоззрений. Один — бунтует против несправедливости, другой — проповедует долготерпение, третий — вообще отвык иметь свое суждение .о жизни. Примечательно, что писатель особенно внимателен к тем героям, кто способен действовать, чьи глаза открыты, кто «уразумел», что к чему,— к таким, как Дема, Гришка Спирин. Но ведь и им далеко еще не все яс но. Вот пронеслась по деревням весть, что «богатеям пришел конец». Мужицкие сердца переполнились радостью. «Григорий Спирин предложил было тоже сделать красные флаги, но не нашли кумача, не знали и песен подходящих». Эго быпи первые неумелые и неуверенные шаги новой деревни — их с документальной достоверностью запечатлел Павел Низовой. В повести '«Черноземье» воспроизведена и острая политическая борьба, развернувшаяся в деревне. Один из центральных персонажей произведения — эсер Пикандр. Профессиональный революционер, освободившись из тюрьмы, возвращается он в родную деревню как устроитель нового порядка, уверенный, что ему, выросшему в деревне, понятна крестьянская душа. Когда по округе прокатились погромы, Ни- кандр хотел вразумить мужиков, предостеречь от крайних мер. Но велик был веками зревший народный гнев, и в ответ на свои увещевания Никандр услышал: «— Плохую биту из кону вон! Баста, Никандр Федотыч! — Долой его, барского прихвостня!» Для Низового фиаско Никандра, демонстрация несостоятельности эсеровской политики в деревне явились заметным продвижением вперед: писатель впервые в своем творчестве вплотную приблизился к социально острым проблемам. Поступки, поведение своего героя автор «сверял» с его внутренним состоянием,— образ Никандра получился объемным, полным , действия, мотивированным с морально-психологической точки зрения. Однако в то время крестьянский прозаик еще недостаточно уверенно разбирался в развернувшейся классовой схватке. Подчас несколько «сторонний» его взгляд мешал уловить истинную расстанов- ку социальных сил в деревне. Эга слабая сторона мировоззрения писателя сказалась и на его первом большом «деревенском» произведении, и прежде всего в тех его частях. где делается попытка обьченить поведение крестьянской массы, оценить ее ействия. Одной из основных в повести «Черно- гмье» является сцена погрома барской садьбы, где автор как будто задается елью показать все темное, подспудное, что ;ть в мужике и что вырвалось теперь наужу. В бешеной круговерти исчезли лица, тступило благоразумие: не вековая нена- исть царила здесь, но торжествовали лишь уки, пытавшиеся схватить побольше, хри- ели’ глотки в крике «мое!», сверкали оз- обленные глаза людей, готовых вцепить- я друг другу в горло из-за позолоченной ортретной рамы. Изображая буйство сти- ийных сил, П. Низовой в этой сиене со- редоточивает внимание только на прояв- ениях «разбойничьих» и собственнических нстинктов разбушевавшейся толпы, ниче- э не говорит о чувствах, которые, привели рестьян к барской усадьбе, ни слова не роизносит о классовой борьбе. Сцена эта ыходит из подчинения1общей идее произ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2