Сибирские огни № 02 - 1971
своей деревенской родине,— часто звучала з дореволюционном творчестве писателей- крестьян. Изображая городскую жизнь с точки зрения креетьянина-бедняка, они ставили свисй задачей показать неприспособленность жителя деревни к городским условиям, подвести читателя к мысли о том, что для бедняка, выкинутого из деревни нуждой, нет шанса выжить и ь городе. В данном случае сказалось остро и общее для крестьянского мировоззрения негативное отношение к городу Подъячев в своих очерках нагнетает темные краски, Чапыгин пользуется гротеском, изображая страдания своих ге- роев-горожан. Персонажи подъячевских очерков, пройдя «мытарства» кабаков, больниц и работных домов, сломленные и нищие, возвращаются «по этапу» в деревню; многие герои рассказов Чапыгина погибают, не в силах вынести суровых испытаний жизни. П. Низовой иными средствами (хотя в принципе с той же — крестьянской — позиции) пытается воздействовать на воображение читателя, иной эффект получает он и в результате. Писатель исследует, например, что может переживать человек, оторванный от родины, бедный музыкант-неудачник с нелепо громкой фамилией — Иоан Сила («Фиалки»), или извозчик, сердце которого растопила неожиданной добротой, мимолетным участием богатая, недоступная барыня («Голос сердца»), П. Низовой пишет, как художник, вдруг открывший в себе дар изобразителя — рисует то, что видит глаз. Он пишет о том, что переживают страждущие его герои, как страдают они, но в глубину начинающий прозаик пока не идет: его не занимает вопрос (а может, он просто кажется ему неразрешимым?), почему страдают люди. Герой ранних рассказов П. Низового — человек несчастный, зависимый от чужой воли. Поэтому сам он безволен, подчинен судьбе, инертен. Он равнодушно и привычно принимает «роковые» удары, слабо «цепляется за жизнь. Обессиленный постоянной болью, герой часто впадает в грезы, предается мечтам, которым никогда не дано осуществиться. Персонажи Подъячева, Чапыгина, Вольнова, Неверова представляют какую-то определенную социальную группу, беды этих людей так или иначе связаны с положением этой группы в обществе. Герои же дооктябрьских рассказов П. Низового как бы выхвачены из социальной среды, лишены общественных связей, замкнуты в узком мире собственных переживаний. Эти переживания — объект изображения для П . Низового-художника. Негаданно, откуда ни возьмись, наваливается тоска на героя рассказа «Паутина» — столяра Сергея Снеткова. Он пытается сопротивляться, стремится всеми способами избавиться от непрошеной гостьи, но у него ве хватает для этого сил Измученный, почти обезумевший. Снетков решает покончить с собой. В последнюю минуту его спасают незнакомые люди. Снетков благодарен спа сителям, он счастлив, к нему возвращаются жизненные силы, тоска уходит вместе со страхом перед смертью. Это один из многих рассказов раннего П. Низового с благополучным исходом, но не в фабуле здесь дело (события в новеллах писателя, как правило, замедленны, нет в них «взрывных» разрешений, неожиданных интригующих поворотов). Художник ставит своей главной задачей как можно подробнее, тоньше передать состояние духовнобольного. Многие мастера литературы того времени отдавали дань «тоскливой» теме. Гришка Орлов в «Супругах Орловых» М. Горького буйствует и тоскует потому, что не может «стать выше всех людей и плюнуть на них с высоты» — в нем кричит уязвленное человеческое достоинство. Герой, от лица которого ведется повествование во многих рассказах и очьрках Подъячева, переживает депрессию при виде ужасающей бедности и невежества, выпавших на долга его односельчан. Низовой же не вдается в причины духовной драмы своих героев. Самодовлеющий в ряде случаев психологизм подчас уводит начинающего автора из мира реальных отношений в круг сказочных, по- луфантастических представлений. В ранних рассказах П Низового есть красочные описания природы — чтобы подчеркнуть одиночество 1 ероя, создать контраст его бесцветному и печальному духовному миру. Иногда писатель приближает к герою предмет его мечты, на мгновение согревает его душу — чтобы он острее пережил холод, яснее почувствовал свою обреченность. Счастье маленьких людей автор в одном из рассказов сравнивает .с пичужкой, которая перелетает с подоконника на подоконник и никогда не поселится ни в чьем доме. «Жизнь,— пишет П. Низовой в лирической новелле «Жизнь»,— без разбора сеяла семена человечества. Зацепила пригоршню в мировой житнице, наугад взмахнула — и часть попала в песок, часть в глину, часть в чернозем. И люди мечутся, ищут всю жизнь своей почвы. Для одного нужен песок, а он вязнет в жидкой глине; корни другого просят тучного черноземз, а он сохнет в песке. Этот помирился со своей долей и торчит в неподходящем для себя грунте, а тот еще не сдается, более упрям — хочет найти».1 В этих словах, в этом программном для раннего творчества П. Низового рассказе отражены главные мысли начинающе-о писателя о судьбе, чеповечреком счастье, о жизни. Конечно, он сочувствует тем, кто хочет «обрести свою почву», ему по душе благородные порывы человека к мечте, к идеалу. Но он же с горечью уверяет, что стремление это, борьба за счастье — пустое метание; все равно этот мир не приспособлен 1 П. Н и з о в о й . Собрание сочинений. М.( «ЗИФ». 192Э, т. 4. стр. 46. Дальше везде цитиру ется по этому изданию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2