Сибирские огни № 02 - 1971
заический сборник П. Низового «На промыслы», который, по существу, ознаменовал собой вступление молодого писателя в литературу. За свою творческую жизнь П. Низовой написал несколько романов, десятки позестей и рассказов. Умер он в 1340 году, когда работа над самым крупным произведением писателя — романом «Океан» — близилась к концу... Крестьянская проза по своему характеру не была однородной: в ней можно выделить несколько автономных, принципиально отличных друг от друга тенденций. Поэтому ошибкой было бы сводить, например, всю творческую деятельность писателей-крестьян к бытописательству, как это еще делают авторы некоторых современных истоэико-лите- ратурных исследований. На самом деле, склонность к бытописательству, с.ремление через изображение крестьянского быта, преимущественно негативных его сторон, показать бедствующее положение деревенского народа проявилось в творчестве лишь некоторых писателей-крестьян, но не всех Сильнейшее развитие эта тенденция получила в очерках, рассказах и повестях одного из старейших представителей крестьянской прозы С. Подъячева, тягу к описанию деревенского быта испытывали в ранний период творчества А. Неверов и И Вольнов. Линия эта в крестьянской прозе имеет свои истоки и приводит нас к традициям русской демократической прозы шестидесятых годов прошлого века. Об одном из лисателей-де- мократов того времени современный исследователь пишет' «Художественные средства Н. Успенского очень однообразны. Это одна серая краска: убогость домашней обстановки, одежды, бедность языка и понятий Все это дополнялось маловыразительными зарисовками деревенскэ-о пейзажа, причем писатель прибегал к ним лишь изредка».1 Такая оценка удивительно точно отражает специфику художественных средств и крестьянских бытописателей, в первую очередь — С . Подъячева. «Суровой беллетристике шестидесятых годов,— писал К. Чуковский,— было не до любования пейзажами».2 Герои одного из дореволюционных рассказов С. Подъячева, задавленный нуждой, занятый горькими своими думами, говорит: «Я иду, мало обращая внимания на красоту природы... мне не до того.. » Целч, которые ставили перед собой беллетристы шестидесятых годов Х 'Х века и продолжившие их традиции крестьянские бытописатели начала XX века, определили особенности эстетического впечатления от их произведений. Потому ранние опыты А. Неверова и И. Воль- нова, очерки С Подъячева так живо напоминают нам прозу беллетристов-шестидесят- ников Помяловского. Успенских, Слепцова 1 Н. П Ж д а н о в с к и й . Особенности реалнз п писателей дом-жратов СО х годов XIX в В сб. « проблемы типологии русского реализма». М.. -Паука». 1960, стр 321 ’ В ки В С л е п ц о в . Соч. в 2-х томах. ГИХЛ, М 1957, т. 1. стр. 32. и других. Произведения представителей различных литературных поколений объединяли гражданственность, публицистическая заостренность, преобладание в их творчестве «общественного элемента» над изобразительным... Иначе развивалось творчество других крестьянских писателей — А. Чапыгина, И. Касаткина. П. Низового- их отличало более пристальное, чем у бытописателей, внимание к изобразительной стороне литературного дела. В ранних рассказах П Низового можно без труда уловить признаки воздействия на творчество молодого прозаика произведений Чехова, Толстого, Кнута Гамсуна Да писатель никогда и не скрывал восхищения перед этими литературными ав| 0 ритетами, не раз подчеркивал, что на первых порах многому у них учился. Стремясь найти свою, неповторимую форму выражения эмоций и мыслей, П Низовой, только чго вступивший в литературу, нередко обращался с мучительными вопросами к признанным литературным величинам, иногда же престо писал под горячим впечатлением прочитанного. Это дало повод некотопым критикам определить все написанное П Низовым до Октября как подражательное, не имеющее якобы самостоятельного значения Однако з-есь уместнее и справедливее говорить не о подражании, а о литературном влиянии, что далеко не всегда свидетельствует о творческой беспомощности и с чего почти все-да начинается развитие дарования. Без первых литературных опытов (в числе их есть немало оригинальных, пусть в большинстве своем еще несовершенных, «поисковых») нельзя понять творческого лица П. Низового, невозможно проследить эволюцию его мировоззрения. Основная тема крестьянской прозы — деревня — ноедстяплена в дооктябрьском творчестве П. Низовсю лишь несколькими очерками небольшими пассказами. Это объясняется тем что писатель длительное время был оторвам от деревни (то-да как жизнь и деятельность Подъячева, Касаткина, Вольнова, Неверова и других крестьянских писателей была тесно связана с ною), и первые произведения П Низового написаны под впечатлениями бподячей жизни и быта городской бедноты По материалу и теме ранние его рассказы ближе всего стоят к городским новеллам А. Чапыгина (из сборника «Нелюдимые»), В осиове сюжетов дооеволюционных произведений П. Низового — жизнь социальных низов (отсюда, по-видимому, и псевдоним писателя). Героями его рассказов выступают «маленькие люди», затертые в «дальние углы» общества, страдающие от неустроенности бытия: мастеровой люд, мелкое духовенство, мужики-извйзчики — вчерашние деревенские бедняки, которые не стали богаче и счастливее, перебравшись в городской «рай». Эта тема — крестьянин в чужом для него городском мире, придавленный урбанизацией и тоскующий по бедной •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2