Сибирские огни № 02 - 1971

тельских и революционных идей, и мощный толчок, который сообщила общественной мысли революция 1905 года. Деревня постепенно стряхивала с себя многолетний сон, высвобождалась из-под невежества, темноты и беспросветности. Один из старейших крестьянских писателей С. Т. Семенов вспоминал в своих «деревенских исторических очерках»: «Я не знаю, выходили ли прежде из крестьян в такой степени безо всякой систематической подготовки образованные люди В наше время они явились» («Двадцать пять лет в деревне», Петроград, изд. «Жизнь и знание», 1915, стр. 117). Произведения крестьянских литераторов явились ощутимой силой в дооктябрьской русской литературе, в ее демократическом лагере, противопоставив «сахарным» гимнам поздних народников, «абстрактному» пессимизму и мистике декадентской прозы и поэзии громкий протест против социального угнетения. Внимание литературных кругов, прогрессивной русской общественности все чаще останавливали на себе полные скорбной правды, нестерпимой боли за судьбу народа произведения, созданные крестьянскими писателями («Нелюдимые» и «Белый скит» А. Чапыгина, бытовые очерки С. Подъ- ячева, рассказы А. Неверова и И. Касаткина, «Повесть о днях моей жизни» И. Воль- нова). Реализм крестьянской прозы по-особенному суров и беспощаден, по-особенному убедительна и правдива эта проза и одновременно невыносимо страшна своей убедительностью... Октябрьская революция стала переломным моментом в творчестве подавляющего большинства крестьянских писателей. У многих из лих начался период обновления, творческого расцвета. В числе литературных достижений первых послеоктябрьских десятилетий— такие заметные книги крестьянских прозаиков, как исторический роман А. Чапыгина «Разин Степан», «Ташкент — город хлебный» А. Неверова, роман-хроника П. Дорохова «Колчаковщина». К ярким явлениям молодой советской прозы с полным’ основанием могут быть отнесены рассказы И. Касаткина, погесть И Вольнова «Встреча», крестьянские и «языческие» повести П. Низового. Имена некоторых писателей-крестьян не забыты и сегодня. Книги А. Чапыгина, С . Подъячева, А. Неверова, И. Вольнова продолжают переиздаваться и находят своего читателя. О творчестве некоторых из крестьянских авторов написаны монографические работы. В этой статье хотелось бы привлечь внимание к самобытным произведениям полузабытого сегодня крестьянского прозаика Павла Низового. Чуткой рукой одаренного художника нарисовал П. Низовой русскую деревню двадцатых годов, в самый драматический момент ее истории — беспощадной ломки старого и зарождения нового. Успешно работавший в области малого прозаического жанра, писатель много сделал для разви­ тия советского рассказа. Его поэтическая повесть «Язычники» вплотную приближается к роману и. по существу, является одним из самых первых в советской литературе произведений большого жанра. I В книгах крестьянских писателей дореволюционного периода было много горечи, отчаянной скорби, неудовлетворенности жизнью. Эти настроения, не столь уж редкие и неожиданные в дооктябрьской русской литературе, в творчестве писателей-крестьян бы^и доминирующими, звучали с особенной резкостью. Нужда и голод, темнота и безграмотность, постоянное ожидание беды, вечная зависимость и страх перед будущим— вот те уел твия, в^ которых живут герои книг, да и сами их авторы, бравшие «мрачный» материал для своих произведений из собственных биографий, из быта бедствующих крестьянских семей, в которых они родились и выросли. Биография Павла Низового типична для многих крестьянских литераторов. Он родился в семье бедного крестьянина Георгия Ту- пикова (Низовой — литературный псевдоним писателя) в костромских «медвежьих углах». На его долю выпало горькое детство, с малых лет испытал он и голод, и тяжесть физического труда. С двенадцати лет П. Низовой был вынужден работать самостоятельно, перепробовал множество профессий: столяра, кровельщика, стекольщика и т. д. Более чем скромного образования (год его «учил грамоте» старый солдат-инвалид и еще год отец — «письменным наукам») оказалось достаточно для того, чтобы П. Низовой пристрастился к чтению. «Главными учителями моими.— писал он позже в своей автобиографии,— были и есть все-таки книги». Стремление познать мир, вырваться из однообразной и серой деревенской среды тянуло П Низового к странствиям. «На двадцать шестом году,— вспоминал писатель,— все бросил и с шестнадцатью рублями отправился путешествовать. Тянул меня Кавказ. Четыре года чертил Россию. Был и вояжером, и корреспондентом, и просто бродягой». Скитания по стране, «университеты» по-горьковски, встречи на дорогах с разным людом, участие в первой мировой войне — такую школу прошел писатель. Страсть к скитаниям, к перемене мест осталась у него навсегда ~в поисках новых впечатлений он не уставал холить, ездить, вдоль и поперек «чертить» Россию Еще до первой мировой войны писатель- самоучка попробовал свои силы в литературе. И как это часто бывает, будущий прозаик начал со стихов. Первые поэтические опыты, подписанные П Зоревым (один из ранних псевдонимов Низового), были напечатаны в 1910 году литературным альманахом «Сполохи», первый рассказ —годом позже. А в 1914 году вышел из печати про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2