Сибирские огни № 02 - 1971
КРИТИКА И БИБЛИО ГРАФИЯ В. КАМЕНЕВ « ■ П а в е л Н и з о в о й В истории русской литературы начала двадцатого столетия и ранней советской литературы среди многочисленных направлений, школ и течений выделяется большая группа писателей, которых в литературной науке и критике принято называть «крестьянскими». Речь здесь идет о писателях, выходцах из крестьянской среды, которые обстоятельно и подробно запечатлели в своих произведениях деревенский быт, затронули многие важные проблемы русской действительности, подходя к ним с крестьянской точки зрения, непосредственно отражая интересы крестьянства Впервые серьезное внимание на крестьянскую литературу как новое художественное явление обратила дореволюционная критика десятых годов двадцатого века. Интерес этот не угас и в последующие годы — на литературную арену из крестьянских слоев выходили все новые и новые дарования. В двадцатых годах появилось несколько сборников, объединивших лучшие произведения крестьянской прозы, поэзии и драматургии, были опубликованы многочисленные критические статьи, посвященные деятеле ности писателей-крестьян, рецензии на их произведения. Наиболее полными, обстоятельными из отдельных работ, посвященных творчеству крестьянских писателей, следует считать, на наш взгляд, стагыо А. И . Ревя- кина («Литературная энциклопедия», 1931, т. 5), где прослежен путь развития крестьянской литературы от времен феодально- крепостнических до конца двадцатых годов нашего века, и чрезвычайно ценную в биографическом отношении книгу Л /Ч Клейн- борта «Очерки народной литературы» (Л., изд «Сеятель», 1924). Однако исследовательские и крити геские рабзты, опубликованные в первые советские десятилетия, в большинстве случаев носили, к сожалению, поверхностный, информационный характер и не затрагивали глубинных -проблем крестьянского литературного творчества. Доста г точно сказать, что в конце двадцатых — начале тридцатых годов, когда крестьянская проза, вливаясь в общий поток новой литературы, уже постепенно утрачивала свеч характерные признаки, одним из самых спорных, принципиальных вопросов, стоящих в центре частых ь то время жарких литературных дискуссий, был вопрос о том, кого считать крестьянским писателем.' В наше время в литературу «вернулись» многие (пока далеко не все) писатели, чьи имена были незаслуженно забыты. Однако среди новых литературоведческих исследований нет еще работ о таких, принадлежащих к группе крестьянских писателей, авторах, как, например, И. Касаткин. П. Дорохов, А. Демидов и др Историки литературы до сего дня не сделали попытки изучить деятельность крестьянских писателей в их совокупности, как историко-литературную группу, определить истинное значение и место крестьянской прозы в истории новейшей русской литературы. Иногда деятельность крестьянских прозаиков рассматривают в рамках русской демократической литературы,2 что в общем справедливо, но нуждается в существенном уточнении: демократизм крестьянских писателей был особого свойства. Выяснить приводу и особенности демократических тенденций в творчестве писателей-крестьян исследователям литературы еще предстоит. А пока полная и достоверная история крестьянской литературы не написана... Появлению даровитых писателей из крестьян, несомненно, способствовали и интенсивное проникновение в деревню просвети 1 С.М.. в частности В К а р п и н с к и й Кого жв считать .крестьянским писателем1 2 3 «Земля совет ская». 1929. ,\"е 4. А. Л у н а ч а р с к и й Крестьян ская литература и генеральная линия партии. «Земля советская», 1929. № Ч. В П о л я н с к и й. Кого же наконец считать крестьянским писателем? «Новый мир», 1929, № 10. 2 См., например, В. А ф а н а с ь е в . И А. Бу нин. Очерк творчества «Просвещение», М„ 1966.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2