Сибирские огни № 02 - 1971

кухонь и полумягких колясок на резиновом ходу?1 Заметив мой вопросительный взгляд, Николай Иванович довольно улыбнулся: — Дочкой любуетесь? — Как она сюда попала? — А где ей быть. Не в гости — домой приехали. Уже полмесяца тут. Мать еще в декретном, но скоро на работу... Она у нас машинистом электростанции. — За малышку не боитесь? — Тайга, воздух здоровый. Наташка,— он показал на голенастую девчушку,— давно с нами. Ее мои ребята так и зовут: дочь трассы. И никаких простуд: привыкла. Осенью к бабушке, в школу лететь — слез не оберешься. И добавил, говоря уже о другом, но будто связывая оба явления: — На новую трассу многие просятся. От своих ребят с Вуктыла письма получаю: когда, мол, приезжать? Но я их пока придерживаю. Вот пойдет дело на полный размах, тогда можно собирать чемоданы — всем работы хватит. Удивительное все-таки это братство стро- ителей-путешественников! Ведь не перекати-поле, не бродяги какие-нибудь — на экскаваторах, на бульдозерах люди работают основательные, с высокими разрядами и редким мастерством, да и цену себе знают. Но стоит лишь объявиться новой трассе, и они опять загораются, списываются со старыми начальниками, с товарищами, готовые в любую минуту сорваться с полу- обжитого места в глушь, в неуют, на самые чертовы кулички. Что их манит? Лю бопытство? Разумеется. Возможность отличиться? Наверное. Высокие заработки? Не без этого. Но есть нечто и иное, к чему и слова-то не сразу подберешь: беспокойная тяга к неизведанному, нетерпеливое ожидание перемен и новых событий — отличительная черта людей, идущих первой тропой. Так и Матюнины. Работали на «Сияньи Севера», прокладывали первую нитку за- Лолярного газопровода. Там и сейчас дел немало: обустройство промыслов, вторая нитка. Но не задержались: позвала новая трасса. Жена с Вуктыла домой, в Тульскую область, рожать поехала, а сам — на Ка- зым. И вот в безымянном поселке землерой- щиков семья собралась в полном составе — отец, мать, «старшуха» Наташка и трехмесячная Аленушка, будущая дочь трассы. В служебном вагончике-конторке Нтко- лай Иванович разворачивает передо мной синьку с транспортной схемой будущего газопровода Надым — Пунга. Пока это единственный технический документ — проектировщики, как всегда, опаздывают с выдачей задания и рабочих чертежей. Однако общее представление о трассе схема все же дает. Вот он, Надым, тундровый поселок неподалеку от Обской губы. Трубопровод устремится от него на юго-запад, к таежному селению Пунга. Это только первая очередь, но и она составляет почти 600 километров. Именно по этой трассе газ заполярных месторождений-гигантов впервые придет на Урал, чтобы начать свою службу в народном хозяйстве. Транспортная схема показывает направления грузовых потоков, пункты доставки. Цифры говорят об огромных масштабах стройки: одних лишь спецматериалов — стальных груб, изоляционной ленты, битума, горючего, балласта — нужно перевезти 328 тысяч тонн. Если добавить к ним жилые вагончики и продовольствие, разного рода технику, строительные блоки, оборудование для промысла, то цифра удвоится. Чтобы перевезти такое количество грузов, понадобилось бы примерно шестьдесят тысяч железнодорожных вагонов! Если их сцепить в один состав, он протянется на 500 километров — это близко к длине всей трассы Надым — Пунга. Матюнин ведет обратным концом шариковой ручки по отрезку линии между реками Казымом и Обью: — Наш участок. От Оби другой отряд землеройщиков идет. Где-нибудь вот здесь встретимся,— Николай Иванович отмерил самодельной указкой большую часть отрезка в свою пользу, как бы намекая, что его «орлы» заткнут за пояс тех, встречных. Что ж, соревнование началось... Однотонная поверхность синьки скрывает особенности рельефа. Но мы его час назад видели воочию, с воздуха. Трудно представить себе, как можно одолеть эту бескрайнюю хлябь. Помогают сибирские морозы. Строители северных трубопроводов уже усвоили определенный порядок работ. Летом завозят по воде все оборудование, обживаются на новых местах, ездят по отпускам. Зимой, лишь замерзнут реки и болота — бросок на трассу. Именно зима становится главным рабочим. временем года. Оттаивая кострами и взрывая мерзлую землю, пускают в ход экскаваторы. Тут уж не теряй ни часа, укладывай трубы в траншею, чтобы бульдозеры успели ее зарыть еще не смерзшимся свежим грунтом. Нельзя отступать ни перед слепыми буранами, ни перед жгучими морозами, от которых становится хрупким металл. Что ни говори, вряд ли найдешь грань, отделяющую будничную работу трассовика от того, что мы называем трудовым подвигом... В неторопливый наш разговор вторгаются текущие дела и события. Прибежал рабочий с причала: баржа на подходе, нужно организовывать разгрузку. Сговариваемся с Матюниным завтра вместе выбраться на исходную точку трассы. — А пока нашу столицу осмотрите,— советует на прощанье Николай Иванович.— Лужники около волейбольной сетки, Черемушки под соснами, ресторан «Москва» еще без трубы, а Третьяковка... Третьяковку на любом углу отыщете. Казымские Лужники я отыскал сразу. На веселой лужайке вкопаны два столба,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2