Сибирские огни № 02 - 1971

Вначале понемногу, а потом с катастрофической быстротой стали обваливаться кромки грунта. Словом, не успели мы оглянуться, как поползли берега. Поселок разрушался на глазах, так и не дождавшись названия. Пришлось спешно перебираться туда, где сейчас стоит Газ-Сале. Главным грузом, который мы увезли с прежнего места, был печальный опыт. Можно ли бороться с вечной мерзлотой? Наверное, вопрос звучит неточно. Мерзлота есть, и от нее не избавишься. Не бороться с ней надо, а приручать, использовать ее особые свойства в нужных целях, превращать из врага в помощника. Именно это и составляет сейчас одну из главных проблем, стоящих перед работниками будущих газодобывающих промыслов. Огромные запасы газа не могли не изменить и тип промысла. Решение подсказала сама -жизнь: нужно увеличить пропускную способность каждой скважины. На Уренгойском месторождении такой эксперимент был проделан. Пробурили скважину вдвое большего диаметра, чем обычно. Результат оказался ошеломляющим: одна такая скважина дала пять миллионов кубометров газа в сутки. В переводе на калории — это дневная добыча мощной угольной шахты: На этом исследователи не остановились: они пробурили на соседнем, Медвежьем •месторождении скважину втрое большего диаметра. С площади, освоенной такими скважинами, можно добывать сто миллиардов кубометров газа в год. Чтобы представить себе эту цифру наглядней, скажем, что весь газ. добытый тюменцами в 1966 году на Уренгое или Медвежьем, можно будет получить за... два дня! Каждый такой сверхмощный промысел— а их будет несколько — даст половину сегодняшней добычи газа по всей стране. Подобного размаха не знает газовая промышленность мира. Словом, есть о чем подумать-поспорить начальнику и главному инженеру «Тюмень- газпрома». Да и не только им. ТРАССЫ — ВПЕРЕД! Создание сверхмощных промыслов продиктовало еще одну народнохозяйственную проблему— надо прокладывать в тундре сверхмощные трубопроводы. Передо мной — схема будущей транспортировки тюменского газа в районы Центра, Запала и Северо-Запада С С С Р Словно тугие строчки прошивают всю страну новые трубопроводные трассы. Решительные прямые линии —первая очередь. Несмелый будто сомневающимся еще пунктир— вторая очередь Начинаясь близ северных месторождений Тюменской области, линии завер шлются за рубежами страны: в Италии. Франции, Австрии, Западной Германии Ответвления - в Ленинград, Архангельск. на Урал. Это грандиозная система газопроводов. равной которой нет нигде в мире. Я оставляю Быстрова и его товарищей на дальних северных буровых. Держу путь к тем, кто помогает открытому геологами газу прийти туда, где он необходим людям. Первая встреча— поздняя осень 1968 года. Партия изыскателей вышла из тайги в поселок Казым ...Их забросили на вертолете в район Пурпейской скважины. Несколько изыскательских отрядов обычного состава: группа буровиков, термометрист, геолог. Общая задача — исследовать первый отрезок будущей линии газопровода Пурпе — Березово — Пунга — Урал, так называемого южного плеча предполагаемых гигантских трубопроводов заполярного газа. Весна была поздней и даже в начале июля по логам лежали ошметки грязного ноздристого снега. Колкие пики тальника пушились первыми белесыми почками. На раскачку времени не было. В гот же день изыскатели вышли по намеченному маршруту. Начальник партии Евгений Михайлович Лаврентьев, распределив между отрядами лагерные стоянки, напутствовал: — Ну, братцы, добрых вам ног!- И пошла работа. Буровики, выдвигаясь вперед, ручными штангами пробивали 3— 5-метровую скважину. Термометрист опускал в нее температурную косу — хитрое сооружение из проволоки и термометров. Геолог собирал образцы грунтов, изучал состав мерзлоты — это было главной задачей партии. И — на новую стоянку через следующие 500—1000 метров. Время от времени их навещал вертолет. Он привозил продукты, забирал в лабораторию образцы, а иногда перебрасывал отряды на новые участки. И хотя, в общем, «Спидолы» регулярно доставляли сведения о гом, что творится в мире, все-таки прилет вертолета был маленьким праздником. В этот день они чуть пораньше кончали работу, загодя выбирали красивое место на высоком берегу реки, разводили дымокуры от комарья и долго блаженствовали у костра, пугая светлую северную ночь переиначенными словами любимой песни: Если хочешь по трассе проехать, Надо прежде вдоль речки пройти... Так полевая партия Московского института «Фундаментпроект» вместе с буровиками «ЮжНИИгипрогаза» осваивали трассу будущего газопровода. Тем временем другая группа проделывала тот же маршрут, только по воздуху На первый взгляд, пассажиры ЛИ-2 мало чем отличались от любопытствующих туристов. Они так же жадно разглядывали мелькающие внизу пейзажи. Но в руках у них можно было увидеть географические карты и листки бумаги. Любая, деталь обстановки, которая прошла бы незамеченной для постороннего глаза, немедленно наносилась на карты и маршрутные кроки. Работа этих «туристов» определяла дальнейшую судьбу полевых отрядов Она называлась аэровизуальной съемкой. По отдельным приметам растительности, по мелки»»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2