Сибирские огни № 02 - 1971
К весне структура была подготовлена. Подошла пора приступать к бурению глубоких скважин. Во второй половине мая 1965 года Б ыст рое и техник-топограф Иван Смирнов отправились в тундру. Она уже уступала приближающемуся теплу. На вершинах холмов чернели проплешины талой земли, снег становился мокрым и рыхлым. Куропатки еще не сбросили зимний белый наряд, но голова с шеей стали темными, и казалось, что прыгали по тундре огромные запятые. Вот и нужный район. С помощью приборов и карты точно выбрали место. Здесь будет заложена первая буровая. Вскоре туда отправился механизированный караван. По тундре шли тяжелые вездеходы и тракторы с передвижными вагонами-домиками. В кузовах машин и на тракторных санях, сделанных из отработанных бурильных труб, лежали тяжелые насосы, дизели, швеллерные фермы вышки. Буровая установка БУ-75 начала свой путь на новую, Заполярную площадь. Восемьдесят километров тракторный поезд прошел за три дня. И вернулся назад за новыми грузами. Каждая машина сделала по три рейса. Когда возвращались в последний раз, было уже совсем тепло. Пели ручьи, на Тазу темнели широкие промоины. Четыре трактора так и не сумели пройти — весно-. вали на необитаемом острове около Тибей- Сале. «Железные Робинзоны»,—в шутку говорили о них механизаторы. К лету забуриться все-таки не пришлось. Дизельное топливо, трубы, цемент остались на прежней базе. Тракторы до зимы бессильны. «Попутной» реки нет. Одна была надежда — тяжелый вертолет МИ-6. Вся экспедиция в три смены строила посадочную «Мишину площадку». Зато уложились в срок. Коротко лето на Севере. Казалось, совсем недавно ползли по реке острые льдмны, солнце не покидало горизонта и многоцветье трав ласкало настывшую тундру Но не успел оглянуться, а уже опять плывет по реке осенняя шуга, исчезли тучи комаров, и холодные ветры все раньше загоняют солнце в его зимнюю берлогу. Прилетел, доставив трубы, цемент, и снова улетел МИ-6. Ушли на новые структуры геофизики. Наконец, зашумели дизели но- еой буровой. Когда долото турбобура углубилось в недра земли на полтора километра, пришла очередь исследователей скважины — каро- тажников. Первые же их замеры произвели оглушающее впечатление. На диаграммах электрических сопротивлений отчетливо выделялся пласт, обещающий нефть или газ. И какой пласт — мощностью в двести метров! Такого не только в Заполярье, но и вообще в стране еще не бывало. Геологи начали лихорадочные подсчеты. Примерная площадь Заполярной структуры около 800 квадратных километров. И на всем этом пространстве — гигантская, высотой в 150—200 метров, газовая губка. Голо ва кружилась от колоссальных цифр: около триллиона кубометров природного газа — вдвое больше, чем на знаменитом Г'азли, самом богатом месторождении Советского Союза! В те дни в коридорах и кабинетах Тюменского геологического управления, на квартирах инженеров и в номерах гостиницы, где останавливаются командированные из разных экспедиций, живо обсуждалась каждая радиограмма с Заполярной: «Произвели цементаж скважины», «Идет отбивка цементного кольца», «Разбуриваем цементный стакан».. Напряжение нарастало. В один из этих дней я встретился с Аркадием Краевым, от которого когда-то впервые услышал о Заполярной площади. Мы вспоминали тазовекое ■ житье-бытье, поговорили о товарищах: Вася Подшибякин, небось, у себя в Тазовском ждет не дождется каждой весточки с Заполярной; Гена Быстров наверняка на буровой торчит; Слава Антипин — помнишь говорливого Славу? — с повышением: начальник Ямбургской партии. На глазах ребята растут. Карандаш Аркадия гулял по карте севера Тюменской области, показывая новые и новые многообещающие структуры. И я уносился мыслями далеко-далеко... У нас в Тюмени только начинает сеяться снежок и горбится у новых домов застывшая грязь, а там, на севере прошумели уже первые бураны, медленно, смерзаясь перед ледоставом, ползет по реке шуга, и колючий ветер бьется в стены балка. Может быть, в это время бурильщик бригады испытаний Петро Дудка, мой товарищ по вахте, неуемный весельчак Петро, упрямо пробивает дорогу могучему газовому потоку... Ни пуха, ни пера тебе, Петро Дудка!.. И вот свершилось! С глубины 1310 метров взмыл к небу огромный газовый фонтан. Самое крупное в стране Заполярное месторождение «огненного воздуха» вступило в жизнь. Через несколько лет мне довелось снова вернуться к этому месторождению ...В Тюмень москвичи прилетели на комфортабельном ИЛ-18. Здесь, вместе с присоединившимися сибиряками, пересели на АН-24. В Уренгое ждал грузовой вертолет МИ-4. Он и привез всех нас в первый поселок ямальских геологов Газ-Сале, выросший на том месте, где была пробурена уже знакомая читателю скважина № 2 Пожалуй, впервые это заполярное селеньице встречало столь авторитетных и высокопоставленных гостей. Министр геологии РСФСР С. Горюнов Доктор геолого-минералогических наук И. Малышев. Специалисты всех заинтересованных ведомств, журналисты. В Газ-Сале открывалась выездная сессия Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров С ССР Оперируя сверхвольным сравнением, эту комиссию можно назвать центральной геологической бухгалтерией государства. Приня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2