Сибирские огни № 01 - 1971
П. Я к и м о в а Огл фольклора до ролхана />дним кз замечательных итогов пятидесятилетнего пути социа листического государства явилось то, что в результате сознательного и планомерного культурного строительства в нем создана многонациональная художественная лите ратура большого исторического значения, воплощающая передовые идеи современ ности. В ее целостном единстве органичес ки слились, не утрачивая своей националь ной самобытности, и литература с вековы ми традициями, и литература народов, по лучивших свою письменность в сравнитель но недавнее время. К числу таких молодых литератур, чьи идейные и художественные достижения неразрывно связаны с по бедой Октября, относится и якутская ли тература. В определении вклада, который вносит литература того или иного народа в общую сокровищницу социалистического искусства, немалую роль играет национальное литера туроведение. Примечательным событием якутского ли тературоведения последнего времени явил ся выход в свет «Очерка истории якутской советской литературы»1. В коллективном труде, представленном Г. У Эргисом, Г. С Сыромятниковым, Г. М. Васильевым, Н. М. Заболоцким, Е. С. Новгородовой, Г. Г. Окороковым, Н. П. Канаевым, Н. А. Алексеевым, сделана попытка обо зреть весь путь якутской литературы, начи ная от фольклора, зарождения письменности и кончая современной литературой. Такой широкий временной охват литературы Яку тии дает возможность выявить всю глубину тех качественных изменений, которые про исходили в ней на разных этапах истори ческого развития В «Очерке» ощутимо проступает стрем ление авторов раскрыть своеобразие и ве дущие тенденции каждого из периодов истории якутской литературы. Дооктябрь ский период представлен в книге двумя отдельными очерками > творчестве ро доначальников якутской литературы — А. Е. Кулаковского и А И. Софронова. Известно,- что в оценке творчества Кула ковского. Софронова, Неустроева чкутское литературоведение не сразу встпо на вер ный путь Отсутствие конкретно-историчес кого подхода к раскрытию противоречий в их мировоззрении и деятельности, неспособ 1 Очерк истории якутской советской литерату ры. М.. изд. «Наука», 1970. ность отделить националистические пред рассудки от зрело-реалистических элемен тов в изображении жизни народа привели к огульному отрицанию всего их богатого литературного наследия. И только встав на почву конкретно-исторического анализа -ли тературных явлений в тесной связи со временем, эпохой, общественным движе нием, якутское литературоведение оказалось способным к объективной оценке их твор чества. Путем хронологически последовательно го анализа якутской литературы советского периода авторскому коллективу «Очерка» удается убедительно раскрыть процесс ее духовного и идейно-художествеиного воз мужания. По сути дела, идея победной пос тупи советской литературы Якутии, посто янного совершенствован тя самих способов художественного освоения действительно сти, расширения тематического диапазона, появления новых художественных стилей и творческих почерков, разнообразия жанров и т. д. составляет внутренний пафос книги, ее главный смысловой стержень. Достиже ния якутской литературы советского перио да закономерно рассматриваются в «Очер ке» в неразрывной связи с укреплением ме тода социалистического реализма. Избранный авторами принцип компози ции дает им возможность сочетать общий анализ литературного процесса советского времени с многографическим показом твор чества наиболее известных представителей национальной литературы — П. Я. Ойун- ского, Эрилика Эристика. С. Г. Кулачико- ва-Элляя, Н. Е.-Мординова, Суоруна Омол- лона, Кюннюка Урастырова. Авторы «Очерка» никогда не деклариру ют своего стремления раскрыть всю полноту национальной специфики Якутск зй литера туры, тем не менее, на страницах исследо вания особенности этой литературы отчет ливо проступают. В отличие от того, как строятся труды по истории, например, русской литературы, в «Очерке истории якутской советской лите ратуры» обзорные главы открываются ис следованием поэзии, а не прозы. Это соот ветствует историческому своеобразию якут ской литературы. Поэзия была ближе к фольклорным истокам и в первые десятиле тия доминировала над прозой. Авторы ос танавливают внимание на такой особеннос ти якутской поэзии, как ее жанровое много образие. На материале конкретного анализа поэтических произведений раскрывается специфика национального стиха, просле живается общая эволюция якутского стихосложения. Хорошее подтверждение- этому дает глава о творчестве П. Ойун- ского: «Он внес в поэию дух и пафос револю ционной эпохи, накал и ярость борьбы, он смело пошел на реформу якутского стиха: ал литерационную-систему, узаконенную А, Ку- лаковским, сменил силлабической, а с конца 20-х годов совместно с другими видными советскими 1поэтами, в первую очередь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2