Сибирские огни № 01 - 1971

П. Я к и м о в а Огл фольклора до ролхана />дним кз замечательных итогов пятидесятилетнего пути социа­ листического государства явилось то, что в результате сознательного и планомерного культурного строительства в нем создана многонациональная художественная лите­ ратура большого исторического значения, воплощающая передовые идеи современ­ ности. В ее целостном единстве органичес­ ки слились, не утрачивая своей националь­ ной самобытности, и литература с вековы­ ми традициями, и литература народов, по­ лучивших свою письменность в сравнитель­ но недавнее время. К числу таких молодых литератур, чьи идейные и художественные достижения неразрывно связаны с по­ бедой Октября, относится и якутская ли­ тература. В определении вклада, который вносит литература того или иного народа в общую сокровищницу социалистического искусства, немалую роль играет национальное литера­ туроведение. Примечательным событием якутского ли­ тературоведения последнего времени явил­ ся выход в свет «Очерка истории якутской советской литературы»1. В коллективном труде, представленном Г. У Эргисом, Г. С Сыромятниковым, Г. М. Васильевым, Н. М. Заболоцким, Е. С. Новгородовой, Г. Г. Окороковым, Н. П. Канаевым, Н. А. Алексеевым, сделана попытка обо­ зреть весь путь якутской литературы, начи­ ная от фольклора, зарождения письменности и кончая современной литературой. Такой широкий временной охват литературы Яку­ тии дает возможность выявить всю глубину тех качественных изменений, которые про­ исходили в ней на разных этапах истори­ ческого развития В «Очерке» ощутимо проступает стрем­ ление авторов раскрыть своеобразие и ве­ дущие тенденции каждого из периодов истории якутской литературы. Дооктябрь­ ский период представлен в книге двумя отдельными очерками > творчестве ро­ доначальников якутской литературы — А. Е. Кулаковского и А И. Софронова. Известно,- что в оценке творчества Кула­ ковского. Софронова, Неустроева чкутское литературоведение не сразу встпо на вер­ ный путь Отсутствие конкретно-историчес­ кого подхода к раскрытию противоречий в их мировоззрении и деятельности, неспособ­ 1 Очерк истории якутской советской литерату­ ры. М.. изд. «Наука», 1970. ность отделить националистические пред­ рассудки от зрело-реалистических элемен­ тов в изображении жизни народа привели к огульному отрицанию всего их богатого литературного наследия. И только встав на почву конкретно-исторического анализа -ли­ тературных явлений в тесной связи со временем, эпохой, общественным движе­ нием, якутское литературоведение оказалось способным к объективной оценке их твор­ чества. Путем хронологически последовательно­ го анализа якутской литературы советского периода авторскому коллективу «Очерка» удается убедительно раскрыть процесс ее духовного и идейно-художествеиного воз­ мужания. По сути дела, идея победной пос­ тупи советской литературы Якутии, посто­ янного совершенствован тя самих способов художественного освоения действительно­ сти, расширения тематического диапазона, появления новых художественных стилей и творческих почерков, разнообразия жанров и т. д. составляет внутренний пафос книги, ее главный смысловой стержень. Достиже­ ния якутской литературы советского перио­ да закономерно рассматриваются в «Очер­ ке» в неразрывной связи с укреплением ме­ тода социалистического реализма. Избранный авторами принцип компози­ ции дает им возможность сочетать общий анализ литературного процесса советского времени с многографическим показом твор­ чества наиболее известных представителей национальной литературы — П. Я. Ойун- ского, Эрилика Эристика. С. Г. Кулачико- ва-Элляя, Н. Е.-Мординова, Суоруна Омол- лона, Кюннюка Урастырова. Авторы «Очерка» никогда не деклариру­ ют своего стремления раскрыть всю полноту национальной специфики Якутск зй литера­ туры, тем не менее, на страницах исследо­ вания особенности этой литературы отчет­ ливо проступают. В отличие от того, как строятся труды по истории, например, русской литературы, в «Очерке истории якутской советской лите­ ратуры» обзорные главы открываются ис­ следованием поэзии, а не прозы. Это соот­ ветствует историческому своеобразию якут­ ской литературы. Поэзия была ближе к фольклорным истокам и в первые десятиле­ тия доминировала над прозой. Авторы ос­ танавливают внимание на такой особеннос­ ти якутской поэзии, как ее жанровое много­ образие. На материале конкретного анализа поэтических произведений раскрывается специфика национального стиха, просле­ живается общая эволюция якутского стихосложения. Хорошее подтверждение- этому дает глава о творчестве П. Ойун- ского: «Он внес в поэию дух и пафос револю­ ционной эпохи, накал и ярость борьбы, он смело пошел на реформу якутского стиха: ал­ литерационную-систему, узаконенную А, Ку- лаковским, сменил силлабической, а с конца 20-х годов совместно с другими видными советскими 1поэтами, в первую очередь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2