Сибирские огни № 01 - 1971

ловском, что он давно уже не «желторотый чечако» в поэзии. В его архиве шесть стихот­ ворных сборников, выпущенных в Иркутске и в Москве. Правомерно поэтому признание поэта, сделанное им в первой же строфе но­ вого— седьмого по счету — сборника1: «Прив­ ходит пора оглянуться на гак называемый путь». Одно из ключевых стихотворений сбор­ ника «Дальний свет» — «О зрелости»: Вдохновенье с годами иное — Поспокойнее от мастерства. Б удто луны в пространство ночное, К сердцу тихо всплы вают слова. П ересилив святое горенье. С обираеш ь словесную клеть, К а к последнее в жизни строенье — Н е спеша и боясь не успеть. И, забы в молодую отвагу. Многословием строфы терзать. К ак в кубышку, клад еш ь на бум агу Только то, что нельзя не писать. Серьезное, полное чувства отвествен- иости, отношение А. Преловского к своему творчеству — не голая декларация. Тема зре­ лости — стержневая тема книги. А Преловский решительно покончил с ученическим «чистописаньем», он ратует прежде всего за жизненность стиха, за под­ линность судеб, проблем, фактов, положен­ ных в его основу. И характерно, что, подоб­ но многим своим предшественникам, поэт на пороге зрелости, «как в ересь», впадает в простоту, в ту простоту, за которой стоят опыт сложности и высокая культура стиха. Излюбленный А. Преловским образ — белая ночь, свет «со всех концов немерк- нующего неба», время трезвых и спокойных раздумий, душевного просветления, обостре­ ния мыслей и чувств, пронзительной ясно­ сти, когда — ...белой ночи зрелая пора Тебя слегка над миром приподнимет; Ни Родины, ни правды не отнимет, А в сердце сплавит завтра и вчера. Необходимость «сплавить» воедино про­ шедшее с грядущим, восстановигь живую связь поколений, времен, традиций — вот о чем задумывается поэт. Ретроспективный взгляд помогает ему выявить и обнажить истоки непреходящих жизнеоснов, которые мы обязаны сберечь и передать будущим поколениям. Собственный жизненный опыт дает поэту возможность глубже осмыслить и высоко оценить значение преемственности нравственного и гражданского кодекса по­ колений. Зрелость — это веха и во времени. И по­ тому присутствуют в стихах А Преловского щемящие «возрастные» нотки, светлая грусть по несвершенному в юности, необ­ ратимому. Хотел бы, но нет... не умею Вторично родиться на свет. К ак я вам завидую , змеи, Ж и ву щ и е тысячу лет! 1 Анатолий П р е л о в с к и й . Д ал ьн и й свет. Стихи. М., «Сов. писатель», 1970. Возраст, как известно, умудряет, остепе­ няет, уравновешивает. Но можно, и прожив «полжизни» испытывать порой смятенное состояние неопределенности («Не усталость, не тоска' и не жажда жить. Или не к чему пока руки приложить?»), иногда — беспеч­ ность, свойственную молодости («Прости, невдумчивая юность, что ты и посейчас со мной»), а иногда — и смутное желание «додраться, вернуть, защитить и спасти». И вдруг с острой болью ощутить: Так и катится — все мимо!— Ж и зн ь моя. Необратимо, К ак со склона снеж ны й ком. Подлинность чувств, подкупающая иск­ ренность интонации, умение точно опре­ делить душевное состояние и найти для его образного выражения единственные слова — вот что делает лирику поэта близкой и по­ нятной сердцу читателя. Творчество, его счастье и муки, его роль и место в мире — эти вопросы волнуют А. Преловского неизменнг Проанализиро­ ванное и осмысленное не выливается у не­ го в форму рассудочного и прозаического, на­ против, самая проза изнурительного, ка­ торжного писательского труда воспета им страстно и поэтично: О счастье! — затем но вставать И. сев за столик жидкий. Себя работой приковать К пронзительной машинке. Не случайно так часто поэт обращается в своем творчестве к Пушкину,— его высокий пример служения Музе, сказочная простота и богатство языка, умение свободно выра­ жать все оттенки своего настроения и мыс­ лей увлекают многих современных поэтов. Тем лучшим, чего достиг А. Преловский в канун зрелости, он обязан вдумчивой учебе у великого русского поэта, которому посвя­ щен цикл интересных стихов, достойно вен­ чающих книгу. С некоторыми мыслями автора хотелось бы поспорить. Я отказываюсь, например, понять и при­ нять его тезис о том, «что жизнь и в со- зерцаньи хороша». Бесстрастная созерцательность поэта плохой повод для сопереживания читателя. А отрыв от читателя означал бы забвенье и основного кредо А. Преловского — быть активным звеном связующей поколения жи­ вой цепочки, означал бы, наконец, гибель самого поэтического таланта. К счастью, тезис этот — пока только те­ зис. Поэту чуждо пассивное созерцание, внимание к пустякам. Знакомство с новым сборником А. Пре­ ловского — это знакомство с интересно мыслящим собеседником, умеющим не толь­ ко наблюдать, но и ввести читателя в круг проблем, освещенных высоким, торжествен­ ным светом поэзии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2