Сибирские огни № 01 - 1971
всяких изменений перенести в учебники ли тературы: «Но вот в 50-х годах литература дала наМ поучительный пример, когда твор- честьо одного из писателей состоялось на основе общественной мысли, общественного интереса, как таковых Все остальные твор ческие средства — эстетические, психологи ческие — огодвинулись на второй план, а пафос произведений этого писателя строил ся непосредственно на интересе общества того времени к одной из острых, вполне практических проблем его благополучия — к проблеме сельского хозяйства. Между этим писателем и обществом связь была уже прямой, непосредственной.. При всем том оь, будучи почти публицистом, все-таки оставался писателем» Мы привели эту большую выдержку, чтобы дать почувст вовать основательность, глубину залыгин- ских оценок. Напомнив о недавнем явлении литературы. Залыгин объективно пишет о творчестве собрата по перу, показывает свое, особое место- В. Овечкина в литера турней процессе. Одно из притягательных свойств книги С. Залыгина — ее свободный, непринужден ный характер. Все статьи настолько между собой связаны, что порой встречаются и повторения. Одна и та же тема, например, тема, давшая название статье «Писатель и Сибирь» переходит и в другие разделы То же относится к рассуждениям о трансфор мации жанров, развитии очерка и т. д Ав тор мог «пройтись» по книге, сделать ее более строгой, но вряд пи она от этого бы выиграла. Главное, что всюду сохранена ин тонация неторопливой беседы, своеобразный жзнр «самоинтервью». когда виден каждый авторский ход, возникающие ассоциативные связи. Залыгин радует афористичностью своих выводов («Повесть или рассказ я чи таю именно в этом ключе «так могло быть», а очерк — обязательно в ключе «так было»; «...чем дальше человек продвигается в науч ном понимании природы, гем объемнее и многограннее становится у него восприятие природы, в том числе и эстетическое»). Однако некоторые из таких выводов кажет ся спорными. Это прежде всего относится к высказываниям писателя о критике, ее ро ли в развитии литературы. Говооя о критике (ей в книге уделено довольно много места), романист, на сей раз отправившийся в путь на критической ладье, верно пишет и о необходимости кри тику, рассматривающему работу писателя, быть монографистом и исследовать его про изведение не изолированно, в связи с други ми, замечает, что, к сожалению, проблемную статью у нас все больше вытесняет рецен зия Среди суждений автора о критике есть и следующее: «...в конечном счете, то или иное произведение опровергается не столько критическими статьями о нем (отрицатель ными и положительными), сколько другими лыературными произведениями. И толко вая критика это понимает: отрицая что-то, она взывает к созданию произведения про тивоположного, способствует его появлению и видит в этом свою задачу». Казалось бы, все верно Однако бывает пора, когда ну жен критик, который раскроет читающей публике глаза на истинную ценность сочи нений Марлинского, хотя, конечно, это трудно сделать, если нет рядом книг Гоголя и Пушкина написанных в ту же пору. Иногда критика выполняет роль, можно сказать, ассенизатора. Конечно, ценители искусства знали, что такое книги Чарской. Понадобился, однако, трубный голос К. Чу ковского после статей которого ее слава приобрела совсем иной, чем прежде, харак тер. Не М. Горький и не И Бунин должны быль спорить своими книгами с Чарской. Когда в наши дни выходят пошлые и без грамотные «романы» И Шевцова,— разве для их «опровержения» нужны «Белый паро ход» Ч. Айтматова или «На Иртыше» того же С. Залыгина^ Литературу можно соотно сить с литературой, а не с тем, что нахо дится за ее пределами Таково одно, даже не возражение, а уточнение, которое хоте лось бы сделать на полях книги С. Залы гина Рассказывая о своем пути в литературу, о своей прежней работе изыскателя, гидро лога, ученого. С Залыгин заметил: «Право же, ничего не пропадало совершенно бес следно: ни знания' и навыки, приобретенные в техникуме, ни практическая работа гидро лога и гидротехника, даже мое давнее увле чение географией...» «Ничего не пропадало... бесследно». Эти слова относятся не только к биографии писателя, но и к его понима нию опыта литературы и опыта истории. Ничто не проходит бесследно- Ни горький опыт Степана Чаузова, ни героическая жизнь Мешерякова, ни статьи самого С. Залыгина в защиту земель Западной Сибири Думаю, что оставит свой след в творчестве писателя и это его «Интервью у самого себя». Умную, честную книгу написал Сергей Залыгин. Книгу, которую с интересом про чтут и так называемые рядовые читатели, и критики, которым преподан урок конкрет ного анализа, обогащенного творческим опытом талантливого художника. А. Р а п п о п о р т ВЫсокий свет поэзии У спех добычи грамма поэтического «радия» во многом предопределен мастерством и опытом «старателя». По этому, употребляя выражение Джека Лон дона, можно сказать о поэте Анатолии Пре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2