Сибирские огни № 01 - 1971

всяких изменений перенести в учебники ли­ тературы: «Но вот в 50-х годах литература дала наМ поучительный пример, когда твор- честьо одного из писателей состоялось на основе общественной мысли, общественного интереса, как таковых Все остальные твор­ ческие средства — эстетические, психологи­ ческие — огодвинулись на второй план, а пафос произведений этого писателя строил­ ся непосредственно на интересе общества того времени к одной из острых, вполне практических проблем его благополучия — к проблеме сельского хозяйства. Между этим писателем и обществом связь была уже прямой, непосредственной.. При всем том оь, будучи почти публицистом, все-таки оставался писателем» Мы привели эту большую выдержку, чтобы дать почувст­ вовать основательность, глубину залыгин- ских оценок. Напомнив о недавнем явлении литературы. Залыгин объективно пишет о творчестве собрата по перу, показывает свое, особое место- В. Овечкина в литера­ турней процессе. Одно из притягательных свойств книги С. Залыгина — ее свободный, непринужден­ ный характер. Все статьи настолько между собой связаны, что порой встречаются и повторения. Одна и та же тема, например, тема, давшая название статье «Писатель и Сибирь» переходит и в другие разделы То же относится к рассуждениям о трансфор­ мации жанров, развитии очерка и т. д Ав­ тор мог «пройтись» по книге, сделать ее более строгой, но вряд пи она от этого бы выиграла. Главное, что всюду сохранена ин­ тонация неторопливой беседы, своеобразный жзнр «самоинтервью». когда виден каждый авторский ход, возникающие ассоциативные связи. Залыгин радует афористичностью своих выводов («Повесть или рассказ я чи­ таю именно в этом ключе «так могло быть», а очерк — обязательно в ключе «так было»; «...чем дальше человек продвигается в науч­ ном понимании природы, гем объемнее и многограннее становится у него восприятие природы, в том числе и эстетическое»). Однако некоторые из таких выводов кажет­ ся спорными. Это прежде всего относится к высказываниям писателя о критике, ее ро­ ли в развитии литературы. Говооя о критике (ей в книге уделено довольно много места), романист, на сей раз отправившийся в путь на критической ладье, верно пишет и о необходимости кри­ тику, рассматривающему работу писателя, быть монографистом и исследовать его про­ изведение не изолированно, в связи с други­ ми, замечает, что, к сожалению, проблемную статью у нас все больше вытесняет рецен­ зия Среди суждений автора о критике есть и следующее: «...в конечном счете, то или иное произведение опровергается не столько критическими статьями о нем (отрицатель­ ными и положительными), сколько другими лыературными произведениями. И толко­ вая критика это понимает: отрицая что-то, она взывает к созданию произведения про­ тивоположного, способствует его появлению и видит в этом свою задачу». Казалось бы, все верно Однако бывает пора, когда ну­ жен критик, который раскроет читающей публике глаза на истинную ценность сочи­ нений Марлинского, хотя, конечно, это трудно сделать, если нет рядом книг Гоголя и Пушкина написанных в ту же пору. Иногда критика выполняет роль, можно сказать, ассенизатора. Конечно, ценители искусства знали, что такое книги Чарской. Понадобился, однако, трубный голос К. Чу­ ковского после статей которого ее слава приобрела совсем иной, чем прежде, харак­ тер. Не М. Горький и не И Бунин должны быль спорить своими книгами с Чарской. Когда в наши дни выходят пошлые и без­ грамотные «романы» И Шевцова,— разве для их «опровержения» нужны «Белый паро­ ход» Ч. Айтматова или «На Иртыше» того же С. Залыгина^ Литературу можно соотно­ сить с литературой, а не с тем, что нахо­ дится за ее пределами Таково одно, даже не возражение, а уточнение, которое хоте­ лось бы сделать на полях книги С. Залы­ гина Рассказывая о своем пути в литературу, о своей прежней работе изыскателя, гидро­ лога, ученого. С Залыгин заметил: «Право же, ничего не пропадало совершенно бес­ следно: ни знания' и навыки, приобретенные в техникуме, ни практическая работа гидро­ лога и гидротехника, даже мое давнее увле­ чение географией...» «Ничего не пропадало... бесследно». Эти слова относятся не только к биографии писателя, но и к его понима­ нию опыта литературы и опыта истории. Ничто не проходит бесследно- Ни горький опыт Степана Чаузова, ни героическая жизнь Мешерякова, ни статьи самого С. Залыгина в защиту земель Западной Сибири Думаю, что оставит свой след в творчестве писателя и это его «Интервью у самого себя». Умную, честную книгу написал Сергей Залыгин. Книгу, которую с интересом про­ чтут и так называемые рядовые читатели, и критики, которым преподан урок конкрет­ ного анализа, обогащенного творческим опытом талантливого художника. А. Р а п п о п о р т ВЫсокий свет поэзии У спех добычи грамма поэтического «радия» во многом предопределен мастерством и опытом «старателя». По­ этому, употребляя выражение Джека Лон­ дона, можно сказать о поэте Анатолии Пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2