Сибирские огни № 01 - 1971
«Соленая падь» и повестью «На Иртыше», рассказами, очерками, статьями, связанны ми, главным образом, с жизнью Сибири, ее прошлым и настоящим. Называя здесь кни ги писателя, мы вовсе не хотим сказать, что новая его работа, жанр которой — публи цистика и критика, представляет собой не кий комментарий собственного творчества. Это не так, хотя здесь многое можно узнать и о жизни писателя, и о его творческой ла боратории, и о его литературных пристра стиях. Все-таки не только этим привлечет читателя книга «Интервью у самого себя». Это «интервью» человека активного, ду мающего само заставляет размышлять о многих проблемах искусства. О соотноше нии истории и современности, науки и лите ратуры, о языке и художественном образе, о литературных жанрах и природе таланта... Только не нужно думать, что перед нами теоретическое исследование, а не свободный разговор, в котором автор вспоминает пи сателей так или иначе близких ему — от Леонида Мартынова до Валентина Овечки на. от Чехова (статья о нем названа «Ис кусство такта») до Парла Васильева. Если решать вопрос формально, книга эта — сборник статей, написанных в разные годы. Однако как отдельная книга такое «интер вью» могло состояться лишь теперь, после выхода в свет томов залыгинской прозы, ибо. по мысли автора, «писатель для раз мышлений о литературе должен иметь свой собственный «производственный» опыт, а опыт этот никогда не приходит рано». О чем же говорит опыт Сергея Залы гина? В плане теоретическом очень интересны взгляды писателя на художественный об раз и его оценку критикой. Конечно, С. За лыгин не просто излагает свои взгляды, он полемизирует, и эта полемика отражает жи вучие болезни нашей критики. Писатель ре шительно не согласен с отождествлением взглядов героя и автора. Это, казалось бы, недоразумение возникает всякий раз, когда художнику хотят преподать урок политгра моты. Как верно и хорошо сказано о раз ных литературных героях, которых мы не должны отрывать от конкретной историче ской обстановки, С. Залыгин справедливо считает, что нужно было время, чтобы оно их рассудило Теоретически критика с этим вроде бы согласна Никто теперь не винит М Шолохова за ошибки Григория Мелехова (но ведь винили же), вряд ли кому придет в голову, чтобы за поступки Самгина «отвечал» М Горький Но когда критик читает не М. Горького или М Шо лохова, а, скажем, С. Залыгина или Ч Айт матова, нет-нет да и прозвучит укоряющее слово. Критика,— замечает Залыгин,— по рой делает слишком прямые и поспешные выводы из того, что говорят герои о войне, коллективизации и международном поло жении: «Дальше все ясно: один герой не понимал смысла событий, другой недопо нимал, третий был уже сознательным и по нял все. Хвала автору, герой которого вс* понял». ) Чтобы написать обо всем этом, нужен был свой «производственный» опыт, нужно было, например, автору услышать упреки в связи с некоторыми высказываниями и поступками его героя Степана Чаузова. Отстаивая исторически-правдивый подход к явлениям недавнего прошлого, С. Залы гин так пишет о литературных героях: «Они-то не обладали еще всем тем, что мы называем и «дистанцией», и «судом исто рии», и просто «повзрослением». Автор этим фактором времени располагает, и было бы очевидной ошибкой для него приписывать это же свойство и своим героям». Разумеет ся, писатель вовсе не «открещивается» от своих персонажей — профессор Вершинин («Тропы Алтая»), Ефрем Мещеряков («Соленая падь») и Степан Чаузов («На Иртыше») многое видят глазами автора, но о многом судят и не так, как их творец. По тому что их творец — не только художник, но и сама эпоха, подсказавшая автору ха рактеры этих персонажей. Вот почему едва ли не главная гема этой книги— историзм, как его понимает С. Залыгин. Этот принцип историзма выдержан во всей книге Он в равной мере присущ и очерку «Факт недалекого прошлого» (о Валентине Овечкине), и статьям «Писа тель и Сибирь» и«От науки к литературе», им руководствуется автор, обращаясь к поэ зии Павла Васильева («Просторы и грани цы») и Леонида Мартынова («Расстояние не помеха») Думая о повести «На Ирты ше», или «Жестокости» П. Нилина, или «Сентиментальном романе» В. Пановой, понимаешь что все это написано о прош лом во имя будущего, а не просто навеяно воспоминаниями молодости. С. Залыгин убежден, чго «только гот народ может смело смотреть в свое будущее, который непредвзяю и безбоязненно рассматривает свою собственную историю, свой опыт, хотя бы и горький» Речь идет не о модерниза ции истории, не о том, чтобы вывести со временных героев в неких маскарадных кос тюмах. Прошлое— оно и есть прошлое, но исторический опыт учит, обогащая нас сегодня. Автор «интервью» наводит на размышления о книгах, которых он непо средственно не затрагивает. Например, о романе М Булгакова «Мастер и Маргари та», где легенда о Понтии и Пилате, хотя и подана в бытовом плане, все же остается рассказом о далеком прошлом. Историче ские аналогии здесь кажутся натяжкой. Но вот в плане нравственном эта притча зву чит актуально в суровый и трагический двадцатый век переживший трагедии войн и разгул расизма и фашизма. Исторический принцип С Залыгина про является в конкретном анализе творчества писателей. Всего несколько страниц посвя щено Валентину Овечкину. Пишет человек, причастный к очерку, известный своими публицистическими выступлениями, пишет так, что его характеристику можно без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2