Сибирские огни № 01 - 1971
К ак готово сердце захлебнуться. Весь мой век такое с ним случаете*. П робовал унять — не получается. Листая книжку В. Баянова, все время открываешь для себя новые приметы Ро дины, зорко увиденные поэтом, и вместе с ним испытываешь и благоговейное волне ние. и радость, и грусть. Вот «среди дерев ни на мосту» устроены танцы: Весна! Картинно став на кромку. Как у любимой под окном. Терзает новенькую хромку, Слегка кураж ась, агроном. «Танцуег юность и поет» под ясными вечерними звездами, «гудят сосновые под мостки» и душа вдруг освобождается ог усталости, от забот, причастившись к этому бесхитростному, безудержному веселью, которое внезапно и освежит, и придаст новые силы... В другом стихотворении — «Старые плотники» — восхищает отличное знание народной жизни, быта. И не книж ное знание, а подлинное, впитанное с мате ринским молоком в одной из таких же деревень, где вот собрались нынче люди подивиться «работой старых мастеров». Засты неш ь молча у обочины. Глядишь, как яростно в брусок Врубается топор отточенный / От сапога на волосок. Хочется обратить внимание читателей на целый ряд талантливых поэтических на ходок, в которых как бы сконцентрирова лись умение В Баянова двумя-тремя сло вами дать зримую картину, создать лири ческое настроение. В стихотворении «Ка- бырза» он даст нам почувствовать удиви тельную гармонию природы, послушать ее живое дыхание- Ворочает в стремительном беге каменные валуны неукротимая Ка- бырза, но она бывает и другой: А у этой вот косы Тихая гы. тихая. Д а ж е слышно, как часы Н а запястье тикают. Что это — действительно только горная речка5 Или, может быть, само течение жизни, которое дарит человеку и минуты бурных страстей и минуты тишины? Книжка «Березовый сок» в какой-то степени итог того, что уже сделано В. Бая новым в поэзии. Очевидно, понимает это и сам автоо И отнюдь не случайно включены в сборник такие, например, стихи, как «Ах, что со мною что со мною?..», «Вылиняв шая фреска». «.V Итьмень-озера». В них выражено творческое кредо поэта, его дальнейшая программа — как жить и как писать Превыше всего В. Баянову дороги ясность, добрие, честное отношение к окру жающему — к людям, событиям, природе. Его лирический герой стремится сохранить в себе «святую простоту», ту самую, над которой иногда подтрунивают: «Мол, не поймет — уж больно прост». Я не шумлю. Я не лютую. А и дум ах трудное, свое — Не как убить ее, святую, А как бы сохранить ее. _В то же время поэт, пройдя уже нема лый путь своего художнического развития, начинает прикасаться уже к каким-то иным категориям, гемам, нежели раньше, когда все образы, все мысли ему подсказывала та среда в которой он вырос. Он стремится осмыслить прошлое России, ее древнее ис кусство, мысленно протягивая нити от се годняшнего дня к тем высотам человече ского духа, которые были достигнуты рус скими людьми столетия назад. Стоя перед фресками Феофана Грека, он пересматри вает свои собственные поступки, свою жизнь: Ж и л я всегда делами, А хорошо ли жил? Был я богат друзьями, А хорошо ль друж ил? Порочил честное имя? В ы тапты вал в поле рожь? Перед глазам и такими Капельки не соврешь. Мера сегодняшнему — лучшее, что со здано народом в прошлом. Таков смысл этого стихотворения. А самому поэту в своем творчестве, в своих песнях хочется уподобиться щедрому и жизнелюбивому Садко, который дарил радость, ничего не требуя взамен: Сибирь на песни не скупая. М я в себе их не таю. Я их втридорога скупаю. Потом задаром раздаю . И не найду удачи краше. З а й д я в мечтаньях далеко. Л и ш ь слуш али б меня, как раньш е Когда-то слуш али Садко. Книга «Березовый сок» должна стать для поэта своего рода стартовой площад кой. от которой он начнет новое движение, развивая и совершенствуя свою поэтичес кую индивидуальность. А . Р у б а ш к и н „Ничего не пропадало бесследно...“ О с е время пишешь и читаешь, хочешь •^сказать кому-то что-то и в то же са мое время напряженно ищешь ответы у дру гих для самого себя». Эго слова из новой книги писателя Сергея Залыгина1, широко известного своими романами «Тропы Алтая», 1 С. З а л ы г и н . Интервью у самого себя. М., «Сов. писатель», 1970. 12 Сибирские огни № I 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2