Сибирские огни № 01 - 1971

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Э. Я з о в и ц к а я „Живя доверчиво и просто...“ П ервые • сборники стихов Викто­ ра Баянова — «Росы» (1963) и «За рекой галиновой» (1965)— сразу обратили на себя доброжелательное вни­ мание и читателей, и критики. Молодой поэт из Кузбасса, о котором еще в каждой «вводке» обязательно сообщалось, что он работает машинистом электровоза, принес в поэзию черты своей биографии, душев­ ную прямоту и благородство рабочего че­ ловека С первых же выступлений почувствова- ласс увере мость автора во владении сти­ хотворной формой, словом, а рифмы прихо­ дили, казалось, к нему совершенно естест­ венно. без всякого напряжения. Его лирику отличала завидная, ровность, но не та, в которой иногда упрекают «благополучных» поэтов а именно ровность, идущая от уме­ ния сказать точно, сжато, без словесного балласта Природному поэтическому даро­ ванию В. Баянова счастливо сопутствовало то, что можно назвать «талантом профес­ сиональности». Новаи книга стихов «Березовый сок»1— итог длительного и важного периода твор­ ческого созревания Виктора Баянова, становления его как писателя Стихи книги лишены внешней ^эффект­ ности Только прочитав их второй раз, а может быть, и в третий, открываешь для себя незамеченные сначала глубины, лю­ 1 В. Б а я н о в . Б ерезовы й сок. Стихи. М., «Сов. Р оссия», 1969. буешься тонкой акварельной живописью той или иной строфы, меткостью сравнения, изяществом ритма банковского стиха. Поэт много пишет о России, о своем родном Кузбассе, о полюбившихся ему таежных краях Горной Шории, т. е. пишет о земле, на которой родился, с которой связан всем своим существом, всеми помы, слами. Поэт говорит о своей любви к Роди­ не по-муж;ки сдержанно, как о чем-то для него святом и сокровенном, о чем можно лишь поведать человеку с чутким сердцем, духовно близкому — такому, каким он ви­ дит своего читателя. Поэт избегает пря­ мых деклараций, у него мало «тематиче­ ских» стихотворений. Просто эта любовь проникает каждую строчку, каждый об­ раз — идет ли речь о матери, о красоте гор или о плотниках-мастерах, о лесной речушке, о старой избе, в дверь которой, возмужав лирический герой уже не может «пройт>. без низкого поклона»... Иногда это пейзажная зарисовка, казалось бы, очень простенькая, без особых подтекстов, но исполненная большого смысла. Кипит родник, воркует голубинно, П рохладой вея на клубничный луг. Н ад ним краснеет старая рябина, М алина густо разрослась вокруг. II все года, под ярко-алой зорькой, Н а гладь воды, чтэ как слеза чиста, Все падаю т — то плод рябины горький. То сладкий плод с малинова куста. ( « Р о д н и к » ) Чист и прекрасен родник, олицетворя­ ющий Родину. Поэт приникает к нему, готов пережить с ним не только минуты радости, но и горечи. Сознавая, что земля — велика, и могут быть еше на Ией где-нибудь «такие ж зимы с веснами», поэт не в силах справиться с нахлынувшими чувствами: Только нет нигде чего-то главного, По цене — одной лиш ь жизни равного. Очень близкого чего-то, очень м естного Сердцу только одному известного. Стоит лиш ь откуда-то вернуться,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2