Сибирские огни № 01 - 1971
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Э. Я з о в и ц к а я „Живя доверчиво и просто...“ П ервые • сборники стихов Викто ра Баянова — «Росы» (1963) и «За рекой галиновой» (1965)— сразу обратили на себя доброжелательное вни мание и читателей, и критики. Молодой поэт из Кузбасса, о котором еще в каждой «вводке» обязательно сообщалось, что он работает машинистом электровоза, принес в поэзию черты своей биографии, душев ную прямоту и благородство рабочего че ловека С первых же выступлений почувствова- ласс увере мость автора во владении сти хотворной формой, словом, а рифмы прихо дили, казалось, к нему совершенно естест венно. без всякого напряжения. Его лирику отличала завидная, ровность, но не та, в которой иногда упрекают «благополучных» поэтов а именно ровность, идущая от уме ния сказать точно, сжато, без словесного балласта Природному поэтическому даро ванию В. Баянова счастливо сопутствовало то, что можно назвать «талантом профес сиональности». Новаи книга стихов «Березовый сок»1— итог длительного и важного периода твор ческого созревания Виктора Баянова, становления его как писателя Стихи книги лишены внешней ^эффект ности Только прочитав их второй раз, а может быть, и в третий, открываешь для себя незамеченные сначала глубины, лю 1 В. Б а я н о в . Б ерезовы й сок. Стихи. М., «Сов. Р оссия», 1969. буешься тонкой акварельной живописью той или иной строфы, меткостью сравнения, изяществом ритма банковского стиха. Поэт много пишет о России, о своем родном Кузбассе, о полюбившихся ему таежных краях Горной Шории, т. е. пишет о земле, на которой родился, с которой связан всем своим существом, всеми помы, слами. Поэт говорит о своей любви к Роди не по-муж;ки сдержанно, как о чем-то для него святом и сокровенном, о чем можно лишь поведать человеку с чутким сердцем, духовно близкому — такому, каким он ви дит своего читателя. Поэт избегает пря мых деклараций, у него мало «тематиче ских» стихотворений. Просто эта любовь проникает каждую строчку, каждый об раз — идет ли речь о матери, о красоте гор или о плотниках-мастерах, о лесной речушке, о старой избе, в дверь которой, возмужав лирический герой уже не может «пройт>. без низкого поклона»... Иногда это пейзажная зарисовка, казалось бы, очень простенькая, без особых подтекстов, но исполненная большого смысла. Кипит родник, воркует голубинно, П рохладой вея на клубничный луг. Н ад ним краснеет старая рябина, М алина густо разрослась вокруг. II все года, под ярко-алой зорькой, Н а гладь воды, чтэ как слеза чиста, Все падаю т — то плод рябины горький. То сладкий плод с малинова куста. ( « Р о д н и к » ) Чист и прекрасен родник, олицетворя ющий Родину. Поэт приникает к нему, готов пережить с ним не только минуты радости, но и горечи. Сознавая, что земля — велика, и могут быть еше на Ией где-нибудь «такие ж зимы с веснами», поэт не в силах справиться с нахлынувшими чувствами: Только нет нигде чего-то главного, По цене — одной лиш ь жизни равного. Очень близкого чего-то, очень м естного Сердцу только одному известного. Стоит лиш ь откуда-то вернуться,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2