Сибирские огни № 01 - 1971
Пермитин заново просматривал весь текст, вносил все новые исправления — иногда мелкие и мельчайшие, а иногда значитель ные .. Нынешний «Капкан», конечно, несравнен но выше «первопечагного» в художествен ном отношении Но лучшие картины, сиены И характеры основных действующих лиц сохранились без существенных изменений с тех пор, как были написаны сорок один год назад... Весь 1930 год Пермитин был занят по вестью «Когти», которая была опубликована в 1931 году. Тогда же в Новосибирск приехал руково дитель Центрального Совета Всероссийского общества крестьянских писателей Иван Батрак, известный в ту пору баснописец. Не предупредив о себе, он пришел на квартиру к Пермитину и, представившись, сразу же заговорил о «Капкане» и «Когтях», о том, что Центральный Совет очень высоко оцени вает эти произведения и поручил ему, Батра ку, пригласить Пермитина в Москву на по стоянное местожительство. Уже есть решение ввести его в редколлегию журнала «Земля Советская» и в редакционный совет изда тельства «Федерация»... ...Плотно сбитый крепыш среднего роста, круглолицый, с серебристым пушком на те мени, белозубый, пружинисто-подвижный, звонкоголосый — таков Ефим Николаевич Пермитин в свои 75 лет. В девять утра — он за письменным столом. Но это, разумеет ся, не значит, что обязательно с пером в руках. Бывает что с книгой, какая пона добилась по ходу работы, или с рукописью начинающего писателя, или с накопившейся за неделю пачкой читательских писем, или, наконец, со свежим номером литературного журнала. А неоконченная рукопись собст венного сочинения всегда на столе — вон в папке, справа Пермитинская рукопись имеет своеобраз ный вид: там и тут зачеркнутые слова, фразы, строчки, на полях — вкривь и вкось — вставки, вклейки. От этих вклеек чуть ли не все страницы — разного размена, а руко пись выглядит растрепанной, лохматой. Я спрашиваю Ефима Николаевича? «После того, как найден сюжет, в чем глав ная творческая трудность?» Он отвечает, не задумываясь: — В поисках нужных слов.— И по ясняет: — И тех. какими должен думать и говорить каждый персонаж в соответствии со своим характером, и тех, какими можно создать зримость людей и обстановки,— чтобы как в цветном кино,— и тех слов, ка кими можно передать звуки, шумы, шорохи, чтобы слышались при чтении, как наяву. * Богатства русского языка необъятны Слова есть для всякого случая. Нужно только не лениться искать самые самые подходящие. Слов много, сходных по смыслу, но у каждого есть свой оттенок, иногда еле уловимый. Вот з этих оттенках все дело. Ефим Пермитин любит родное слово, знает многие его «тайны» и умеет пользо ваться им для создания волнующих картин и сцен народной жизни, красочных пейза жей. Ему доступны богатейшие алмазные россыпи русского языка, он с тщанием и любовью отыскивает в этих россыпях имен но те слова, которые наиболее точно выра жают сущность характера того или иного персонажа, его настроений, размышлений, живой речи Ефим Пермитин принадлежит к числу тех писателей, произведения которых с года ми не тускнеют, не меркнут, а набирают но вую силу. Десятилетия как бы проявляют в них новые грани, прежде либо невидимые, либо еле заметные, а ныне вдруг выступив шие в ярком и новом озарении. В романах «Первая любовь» и «Поэма о лесах», над которыми писатель трудился последние десять лет, он как бы говорит нам: вот глядите, от какого корня взросли и какую суровую жизненную школу прошли эти удивительные люди, начинавшие строи тельство н о б о й культуры!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2