Сибирские огни № 01 - 1971
ся,— оборони господи,— с малопулькой ведь он»,— тревожно думает Зотик. «Черным зверем» таежники зовут мед ведя С малопулькой против него, считай, верная смерть. Надо идти на поиски брата. А куда ночью двинешься? В тайге и днем- то сумеречно. Зотик ждет рассвета. Чуть развиднелось, стал на лыжи, пошел по вче рашней братниной лыжне... Нарастание тревоги написано мастерски. Вызывает возражение лишь одна нату ралистическая деталь. Когда Зотик нашел погибшего брата (тот с утеса на лыжах свалился), автор без надобности живопи сует кровавые останки. Зотик очень долго ищет между камнями... верхнюю часть че репа брата, находит ее, наконец, бережно пристраивает на месте и т. д. Но дальше повествование опять переключается на пси хологический план и идет с нарастающим напряжением. Зотик заблудился в тайге, выбился из сил, свалился, замерзает... Тут его и нашли знакомые охотники. Рассказ мог бы быть на этом кончен. Трагический случай на охоте. И, право, был бы сюжетно завершенный хороший рассказ. Пермитин этим не удовольствовался. Преж де чем спасти замерзающего в сугробах подростка, он изображает тех, кто спасет его: пишет ночную сцену в охотничьей из бушке, и мы знакомимся с персонажами, о которых перед тем в рассказе даже не упо миналось. Их тут четверо, и у каждого свой ха рактер. Бодрый старичок Анемподист Во- нифатьевич — медоточивый лицемер; Зино- вейка — жалкий приспособленец; Мокей — с виду грубоватый, но простодушнейший и самоотверженный человек; Терька — крот- , кий, забитый нуждой подросток-сирота, не способный ни на что дурное. Юмористиче ская и сатирическая сцена, в которой в<;е они изображены, написана превосходно. Именно тут Пермитин показал себя впер вые талантливейшим жанровым художни ком слова. К сюжету рассказа сцена эта не имеет никакого отношения. А персонажи, в ней выведенные, затмили главных героев. Рас сказ кончен, а нам кажется, что он только начался. Не в том смысле, что Нефед погиб, и не в том. что младший брат его Зотик чуть не замерз,— это вроде бы всего лишь присказка,— а в том, как поведут себя в жизни вот эти неожиданно появившиеся в рассказе четыре человека. Они непременно непременно схватятся между собой, особен но — Мокей с Анемподистом. А чью сто рону примет в этой схватке Зиновейка? А как поведет себя кроткий, не искушенный в жизни Терька^ Кажется, он тут круто по взрослел! Нас охватывает недоумение: почему автор поставил точку там, где только и должно бы начаться главное действие? Ведь мы же очень отчетливо почувствовали назпевание социального конфликта! По литературной неопытности молодой писатель нередко попадал в плен языковой стихии. В живой речи персонажей масса диалектизмов. Позже на это обратил вни мание Горький. Рассказ «В белках» никогда потом не пе реиздавался — он послужил основой пове сти «Когти». Но именно этим рассказом Ефим Пермитин обратил на себя внимание широкого круга читателей. Все прежние его вещи были, так сказать, чисто «охотничьи ми», а в этом рассказе — по крайней мере, в названной выше сцене — проглянули само бытные характеры, имеющие социальное значение. Роман «Капкан» начал печататься в «Охотнике и пушнике Сибири» через год после рассказа (с № 4 за 1928 г.) и шел с продолжением в четырех номерах. По следние главы опубликованы в журнале с примечанием: «В следующем номере кон спективно (в виду того, что повесть по сво ему объему значительно переросла рамки нашего журнала) будет дано содержание второй части повести». Случай, может быть, единственный в своем роде! Полностью «Капкан» опубликован в журнале «Сибирские огни» в 19^9 году (№ 2, 4, 6). Это был первый случай, ког да Пермитин вышел за пределы «Охотника и пушника Сибири». Роман привлек всеобщее внимание — и не только в Сибири. Своим талантливым про изведением Ефим Пермитин поднимал но вый пласт жизни, до него никем не трону тый. Автор не ограничился изображением без отрадных картин деревенской жизни. Он показал пробуждение новых сил, поначалу очень-очень слабых, но с каждым днем крепнущих. Возбудителем и организатором этих новых сил выступил коммунист рабо чий, приехавший в Черновушку из далеко го — за двести верст! — волостного центра. Разгорается полная драматизма классовая борьба, и в ней выявляются характеры сильных, смелых людей, воодушевленных идеями коммунизма, с одной стороны, и— коварных, беспощадных врагов нового строя,— с другой. Картины народного быта, нравы и обы чаи староверов-раскольников, сцены горя и радости удивительно живописны и вол нующи. Местами чтение затрудняется лишь из-за того, что неотчетливо выделяется жи вая речь персонажей. Написано так, будто говорят двое, а на самом деле обе реплики принадлежат одному персонажу. Авторский текст порой сливается с диалогом, и, бы вает, не вдруг сообразишь, сказаны ли эти слова персонажем или автором от себя. Впрочем, эти недочеты более свойственны тем главам «Капкана», которые печатались в «Охотнике и пушнике Сибири». В журнале «Сибирские огни» их значительно меньше. С 1951 года «Капкан» является первой книгой монументальной эпопеи «Горные орлы». В нее, кроме «Капкана», вошло еще три романа: «Враг», «Любовь», «К верши нам». Эпопея эта неоднократно переиздава лась. Для каждого нового •издания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2