Сибирские огни № 01 - 1971
он стоял рядом с молодым Леонидом Мар тыновым и Сергеем Марковым. В глубоко прочувствованных стихах Ти това о своей молодости (из последних его сборников «Приметы осени» и «Рядом с юностью») много горечи. В то время мне казалось, что она не вяжется с духовным обликом автора этих стихов — здорового, сильного, жизнерадостного человека. С болыо писал он о том, что далеко не все задуманное в юности удалось выполнить: Я старт свой очень беззаботно взял. Но место не сумел занять у бровки. Другие вышли, вырвав интервал, У моего пегаса-полукровки. Эти строки — из стихотворения, посвя щенного Леониду Мртынову. В нем нет ни ма лейшей зависти, но вместе с гордостью успе хом старого друга чувствуется признание некоторой личной неудачи, которой могло не быть: Я радуюсь: вперед ушел мой друг. Его стихами околдован весь я... Он знает, как я шел свой первый круг, Трибуны выводя из равновесья. В глубине души Николай Ильич, конечно, превосходно сознавал: не был его пегас по лукровкой, это был скакун самых чистых кровей, но седок после «первого круга» на правил его По слишком протоптанному пути. Произошло эю незаметно. Первые сборники его были хорошо встречены критикой, об одном из них добро писал В. Лебедев-Кумач. Темы молодой поэт брал самые современ ные волновавшие читателей. Только посте пенно холоднее стал огонь его стихов, и поиск своего, неповторимого слова все чаще начал уступать место пользованию словом «среднепоэтическим». Повторяю, происходи ло это медленно, тихо, незаметно, без ката строф, без резких провалов. А когда Ни колай Ильич спохватился, ему показалось, что уже поздно Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я не сооираюсь и не могу умалять значения газетно-поэтической работы Титова, его от кликов на текущую злобу дня. Да одно то, что его «Сеня Угольков», раек в газете «Со циалистическая Караганда», который он вел изо дня в день, в трудные дни войны, веселил шахтеров, помогал преодолевать препятствия, вселял в них бодрость и веру в победу,— было такой заслугой Николая Ильича, которая не забывается. А сколько сделал он для того, чтобы лучшие творения казахской поэзии стали до стоянием русского читателя! И как горячо и ответственно относился он к этой работе! Совсем нередко появлялись у него креп кие уверенные строки, особенно когда речь заходила о природе Казахстана, куда Титов переехал незадолго перед войной вместе со своим другом Владимиром Чугуновым. Драма была не в этом, а в сознании: не все для него возможное им сделано. Даровитый человек всегда жалеет, что зарыл в землю хоть часть своего таланта, и склонен преувеличивать свой грех. Лишь «ленивый и лукавый» в таких случаях спо коен (и прав в этом — ему и нечего было зарывать). Николай Титов стал в те годы писать так же открыто, непосредственно, по-свое му, как в юности; талант его был жив и молод, но силы уже иссякли. Мы этого не видели, но Титов-то знал. Поэтому и воз никали у него сильные но до отчаянья грустные строки: Снова дождь шелестит над балконом ' По деревьям густым и зеленым. Снова холодом с гор потянуло На проспект, уходящий сутуло. И опять впереди нет просвета В это странно капризное лето. Почему-то я стал собираться В край, откуда нельзя возвращаться. Соберусь. Потихоньку уеду По друзьями пробитому следу. И ничто не изменится в мире — Ни в Москве, ни в Крыму, ни в Сибири... И главной отрадой стало для него воз вращение— хоть в памяти, хоть на мину т у— тех давних лет, когда казалось, что впереди лежит прямая и ясная дорога, когда самые дерзкие мечты представлялись легко осуществимыми. И вновь в окне — заката пламя. И вновь твержу я дотемна Незатемненные годами Друзей далеких имена. Эти четыре строки мне кажутся совер шенными — глубокое чувство, которое рано или поздно приходится испытать каждому человеку,, обрело в них законченную пла стическую и музыкальную форму. И ярче всего вспоминался Титову тот из «друзей далеких», с которым он делил трудный и радостный хлеб молодых ски таний по сибирским городам и таежным приискам: Стихи летят в бушующий простор, Строка любая чайкой вьется смелой. Таким его я с давних помню пор — Кудрявого и с грудью загорелой. Веселый и беспутный озорник. Весь словно сотканный из вдохновенья. Вошел он в мир моих любимых книг Поэзией могучего цветенья. ...Я куда-то уехал, месяца три не видел Николая”Ильича, а когда встретил, то пре до мной был совсем другой человек. Гла за его потухли. Разговаривал он непривыч но мало, все время куда-то торопился... Близкие, разумеется, прилагали все си лы, чтобы спасти Николая Ильича, однако это было уже невозможно... Но когда я читаю его лучшие стихи, ов всегда вспоминается мне человеком, кото рого, к счастью для себя, я успел узнать в полюбить — насмешливым, веселым и доб рым жизнелюбом, бесспорно имеющим пра во на песню. Свою. Пусть не очень гром кую. но — неповторимую.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2