Сибирские огни № 01 - 1971

природы. Даже те, кто не разделяет его идей, признают его искусство полемиста, своеоб­ разную логику его рассуждений — Начинал он в свое время с утверждения культа чистой красоты, но как-то до­ вольно быстро пришел к утверждению культа императора, в чем, по его мнению, про­ являются как раз наиболее красивые черты японскою национального духа,— расска­ зывали мне с некоторым даже удивлением Энергией он наделен фантастической Литература, кино, телевидение, дискуссии с молодежью — всего этого ему мало. Некоторое время назад писатель добровольно вступил в «силы самообороны» (так называется возрождаемая, в обход конституции, японская армия) и прошел полный курс солдатского обучения, что было соответствен­ но отражено в прессе, немало способствовав популярности как личности писателя, так и военного мундира. ' Последняя затея Мисима— создание «личной гвардии» из восьмидесяти грех человек Примечательно, что на обмундирование волонтеров пошел, как рассказывают, гонорар за книгу «Как нам защитить японскую культуру». Иллюстрированные журна­ лы обошла фотография: на плоской крыше Национального театра в центре Токио Мисима принимает перед сном своих «гвардейцев» Кое-кто улыбается: игра в солда­ тики. Мисима говорит, что для него все это серьезно, И тут, я думаю, с ним следует согласиться. С «потешных» солдатиков многое начиналось в человеческой истории. А гут еше раскол в прогрессивных силах, метания молодежи, скепсис, сквозь кото­ рый зачастую угадывается естественная тоска юности по герою. А ведь Мисима1— талантливый, энергичный, блестяще образованный — это вам не полусумасшедший старец Бин Акао, беснующийся на уличных митингах и открыто провозгласивший Гит­ лера своим идолом. И как зато органично, как радующе-естественно сочетание крупного, яркого да­ рования и передового, гуманистического образа мыслей! Мы беседуем в холле на верхнем этаже крупнейшего книжного магазина Токио_ «Кинокуния». Мой собеседник выглядит значительно моложе своих, далеко не старых, лет, во всей ею фигуре, г манере говорить — уверенность и внутренняя собранность. На вопросы отвечает охотно, но коротко. Коротко, но емко; почти ничего не прихо­ дится уточнять, «доспрашивать». Кобо Абэ, один из популярнейших писателей в Япо­ нии и за ее пределами, в том числе и у нас... — Над чем работаете, Абэ-сан? Роман будет называться «Человек в коробке». О бродяге, который действитель­ но жил в картонном ящике. А потом бродяга умер, и в его коробке остался жить врач, который лечил людей не имея диплома, и в один прекрасный день вынужден был скрываться ©г преследования. Это будет горький роман о том, как относительна цен­ ность человеческой личности в нашем мире. — Некоторые критики, как мне приходилось слышать, усматривают в вашем твор­ честве черты сходства с фантазией Чапека, другие называют имя Кафки... — Конечно, мне очень интересны оба эти писателя. Но уж на вашем месте я бы назвал скорее имя Гоголя: «Нос», «Портрет». — Существует ли для вас какой-то конкретный образ Вашего Читателя? Составить такой образ мне помогли данные опросов, которые систематически ведутся нашими издательствами. Опросы показывают, что большинство моих читате­ лей — школьники-старшеклассники. Я рад этому обстоятельству: воспринятое в ран­ ней юности остается с нами навсегда И не беда, если даже не все понято: каждую такую книгу мы с возрастом много раз «перечитываем» внутренне. — Мне довелось видеть спектакль по вашей новой пьесе, где вы выступали и в качестве режиссера. Чем вызвано такое «совмещение профессий»? 1 После того, как очерк был набран, получено известие, что Мисима демонстративно совершил харакири (самоубийство по-самурайски). «Ц ель его акции закл ю ч ал ась в том, чтобы вызвать к дей­ ствию ультраправы е силы, сущ ествующ ие в войсках самообороны, осущ ествить крутой поворот к всестороннему возрож дению м илитаризм а». (« П р ав д а» , 1970 г., 27 ноября).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2