Сибирские огни № 01 - 1971
природы. Даже те, кто не разделяет его идей, признают его искусство полемиста, своеоб разную логику его рассуждений — Начинал он в свое время с утверждения культа чистой красоты, но как-то до вольно быстро пришел к утверждению культа императора, в чем, по его мнению, про являются как раз наиболее красивые черты японскою национального духа,— расска зывали мне с некоторым даже удивлением Энергией он наделен фантастической Литература, кино, телевидение, дискуссии с молодежью — всего этого ему мало. Некоторое время назад писатель добровольно вступил в «силы самообороны» (так называется возрождаемая, в обход конституции, японская армия) и прошел полный курс солдатского обучения, что было соответствен но отражено в прессе, немало способствовав популярности как личности писателя, так и военного мундира. ' Последняя затея Мисима— создание «личной гвардии» из восьмидесяти грех человек Примечательно, что на обмундирование волонтеров пошел, как рассказывают, гонорар за книгу «Как нам защитить японскую культуру». Иллюстрированные журна лы обошла фотография: на плоской крыше Национального театра в центре Токио Мисима принимает перед сном своих «гвардейцев» Кое-кто улыбается: игра в солда тики. Мисима говорит, что для него все это серьезно, И тут, я думаю, с ним следует согласиться. С «потешных» солдатиков многое начиналось в человеческой истории. А гут еше раскол в прогрессивных силах, метания молодежи, скепсис, сквозь кото рый зачастую угадывается естественная тоска юности по герою. А ведь Мисима1— талантливый, энергичный, блестяще образованный — это вам не полусумасшедший старец Бин Акао, беснующийся на уличных митингах и открыто провозгласивший Гит лера своим идолом. И как зато органично, как радующе-естественно сочетание крупного, яркого да рования и передового, гуманистического образа мыслей! Мы беседуем в холле на верхнем этаже крупнейшего книжного магазина Токио_ «Кинокуния». Мой собеседник выглядит значительно моложе своих, далеко не старых, лет, во всей ею фигуре, г манере говорить — уверенность и внутренняя собранность. На вопросы отвечает охотно, но коротко. Коротко, но емко; почти ничего не прихо дится уточнять, «доспрашивать». Кобо Абэ, один из популярнейших писателей в Япо нии и за ее пределами, в том числе и у нас... — Над чем работаете, Абэ-сан? Роман будет называться «Человек в коробке». О бродяге, который действитель но жил в картонном ящике. А потом бродяга умер, и в его коробке остался жить врач, который лечил людей не имея диплома, и в один прекрасный день вынужден был скрываться ©г преследования. Это будет горький роман о том, как относительна цен ность человеческой личности в нашем мире. — Некоторые критики, как мне приходилось слышать, усматривают в вашем твор честве черты сходства с фантазией Чапека, другие называют имя Кафки... — Конечно, мне очень интересны оба эти писателя. Но уж на вашем месте я бы назвал скорее имя Гоголя: «Нос», «Портрет». — Существует ли для вас какой-то конкретный образ Вашего Читателя? Составить такой образ мне помогли данные опросов, которые систематически ведутся нашими издательствами. Опросы показывают, что большинство моих читате лей — школьники-старшеклассники. Я рад этому обстоятельству: воспринятое в ран ней юности остается с нами навсегда И не беда, если даже не все понято: каждую такую книгу мы с возрастом много раз «перечитываем» внутренне. — Мне довелось видеть спектакль по вашей новой пьесе, где вы выступали и в качестве режиссера. Чем вызвано такое «совмещение профессий»? 1 После того, как очерк был набран, получено известие, что Мисима демонстративно совершил харакири (самоубийство по-самурайски). «Ц ель его акции закл ю ч ал ась в том, чтобы вызвать к дей ствию ультраправы е силы, сущ ествующ ие в войсках самообороны, осущ ествить крутой поворот к всестороннему возрож дению м илитаризм а». (« П р ав д а» , 1970 г., 27 ноября).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2