Сибирские огни, 1970, № 12
Образ полковника Ростанева, на наш ёзгляд, является творческим открытием Д о стоевского (конечно, это не исключает того, что отдельные черты его можно найти и у героев, созданных другими русскими писа телями), Ростанев открывал в творчестве Достоевского галерею прекраснодушных ге роев: Алеши из «Униженных и оскорблен ных», князя Мышкина из романа «Идиот», Макара Долгорукого из «Подростка» и т. д. В книге П. Косенко можно встретить взаимоисключающие характеристики и оцен ки. Так, характеризуя образ князя К. из по вести «Дядюшкин сон», автор называет его -«жалким маразматиком», «аристократичес ким дегенератом» (стр. 142) и почти одно временно говорит, что князь «детски доверчив к людям, он различает в них только хорошее», что он «еще способен чувствовать красоту и поэзию» (стр. 143), что он сродни «одинокому, беспомощному ребенку» и т. д. В самом начале своей книги П. Косенко говорит, что для Достоевского «годы в ост роге не пропали даром» (стр. 7). а спустя некоторое время утверждает: «Омские, ка торжные годы Федор Михайлович обычно считал как бы вычеркнутыми из жизни, вре менем, когда он «был похоронен живой и зарыт в гробу». О семипалатинских же го ворил: «По крайней мере жил, хоть стра дал, да жил!» (стр. 20). Кстати, противопоставление жизни Д о стоевского на каторге пребыванию в Семи палатинске проскальзывает и в других мес тах книги. Противопоставление это непра вомерно. Тот напряженный, полный драма тизма процесс пересмотра прежнего миро воззрения, начавшийся у писателя в Омской каторжной тюрьме (а точнее, еще в казема те Петропавловской крепости), неотделим от философских и творческих исканий Д о стоевского в период жизни в Семипалатин ске. И, наконец, последнее. В предисловии к книге «Сердце остается одно» говорится, что она относится к «жанру художественно документальной литературы». Думается, что яикто не будет упрекать автора, пишущего в этом жанре, в праве на домысел, в праве ■риписы вать своим героям те или иные вы сказывания, суждения и т. и. Но в основе любого домысла обязательно должны ле ж ать либо логика развития- определенного характера, либо документы, свидетельства и воспоминания современников, подтверждаю щие те или иные слова, те или иные мысли героя. К сожалению, в книге П. Косенко мы встречаемся с домыслами, которые ничем не подкреплены. Трудно, например, согласиться q такими рассуждениями, которые автор книги припи сал Достоевскому о тургеневских «Записках охотника»: «Прекраснейше написано, а все- таки душу мужика вы, Иван Сергеевич, до конца, до дна не раскрыли, да и не могл.и, потому^ что вы барин, гуманный и велико душный, а все-таки барин, на одних нарах рядом с ним, мужичком, не спали, щей с та раканами из одного котла не хлебалн-с, Вот подождите, позволят печатать, и тогда мы посмотрим, кто 'к о го » (стр. 7— 8). Здесь многое вызывает несогласие. Н а чать хотя бы с того, что Достоевский никог да и нигде (вплоть до появления романа «Отцы и дети») ничего не говорил о каких- либо недостатках произведений Тургенева, что он никогда не собирался вступать с ним в соревнование в изображении души русско го мужика. Не было у него этих мыслей. Это подтверждается и тем, что сам Д осто евский никогда ни раньше, ни позднее не обращался к изображению русского мужика и русской деревни. Исключение может быть в какой-то мере составляет повесть «Село Степанчиково» и «Записки из мертвого до ма». Но там перед писателем стояли совсем иные задачи. И, самое главное, Достоевский не мог не понять, что для изображения ду ши мужика вовсе не обязательно спать С ним на одних нарах и есть щи из одного котла. Ведь не делал же этого Л. Н. Тол стой, до которого, по словам В. И. Ленина, «подлинного мужика в литературе не было». Книга П. Косенко «Сердце остается од но», несомненно, привлечет внимание чита- телей, которые найдут в ней много интерес ных сведений о жизни великого писателя й Семипалатинске. Но ценность ее в значи тельной мере снижается отдельными неточ ностями и предвзятыми, порой излишне ка тегоричными суждениями, которые допуска ет автор. л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2