Сибирские огни, 1970, № 12
Фйетские Войска, сокрушить военную ма шину германского империализма. ' 'О б этой поре — поре грозных испыта ний, величайших в истории сражений, бле стящих побед советского оружия — повест вуют многие главы «Воспоминаний и раз мышлений». О содержании этих глав крас норечиво горорят названия некоторых из них: «От Ельни до Ленинграда», «Битва за Москву», «Разгром фашистских войск в районе Сталинграда», «В битвах за У краи ну», «На берлинском направлении» и т. д. О важнейших стратегических операциях Великой Отечественной войны — М осков ской, Сталинградской, Курской и Белорус ской, Висло-Одерской и Берлинской, как и многих других сражениях,— создана об ширная литература. Они ожили в произве дениях наших писателей, в мемуарах участ ников боев и походов ч трудах советских историков. Казалось, трудно что-либо до бавить к тому, что уже сказано и написано о том бурном времени. И днако мемуары Г. К. Ж укова вносят существенные допол- йёния в наше представление -> войне. А в тор подходит к оценке событий с позиции руководящего военного деятеля, занимав шего тогда высокие посты заместителя Вер ховного Главнокомандующего, полномочно го представителя Ставки, командующего рядом фронтов. Такая позиция дает марша лу, возможность вводить читателя в твор ческую лабораторию высшего военного ру ководства. раскрыть сложный и много гранный процесс планирования, разработки й проведения крупнейших фронтовых опе раций, показа,'?., как зарождались их за мыслы, как руководили войсками команди ры1всех степеней. М ного времрнц уделено в книге работе Ставки. Генерального штаба. Государствен ного комитета обороны, возглавлявшегося И,, В,. Сталиным. Автор оперирует новыми, малоизвестными до ;и х пор данными, при водит, интересные архивные документы, записи бесед и разговоров, которые велись между Ставкой и фронтами. Со страниц книги во весь рост встает исполинская фигура советского солдата! «Его кровью и потом,— напоминает мар- , шал.— добыта победа... Он \мел прямо '.смотреть в «лаза смертельной опасности, проявил высшую воинскую доблесть и ге- лроизм. Нет границ величию его подвига во и м я . Родины Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного челове- . чества». ; «Воспоминания и размышления» — кни- га, несущая заряд большой политической силы Оца бьет по буржуазным фальсифика торам истории второй мировой войны, стре мящимся умалить и принизить решающую ^родь н победе Советских Вооруженных Сил. Она зовет народ >< бдительности перед ли- исм черных происков врагов мира и социа- ( лнз,ча,. учит нас держать порох сухим, не- . устам по крепить оборонную мощь нашей .ртчизим. Л. Ф и н н АД Р ЕСО ВАН О РОДИТЕЛЯМ. П рошло менее полувека с тех пор, как X I I I съезд Р К П /б / принял реше ние о необходимости «приступить к созда нию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии, с целью усиления в этой литературе моментов клас сового, интернационального, трудового вос питания». Сегодня такая литература создана, она получила широкое общественное признание, под влиянием ее идейно-художественного богатства формировались и формируются целые поколения советских людей. Я по вторяю эти общеизвестные истины только ра ди того, чтобы напомнить, как мало мы, к сожалению, задумывались над участием в этом созидательном процессе критики и ли тературоведения Рождение такого принципиально нового художественного явления, как советская ли тература для детей, было бы невозможно без активного участия и теории и публици стики. Но мы, критики, чаще всего молчим о собственной работе, словно забывая, что и скромность хороша в меру. Долг критики по отношению к детской литератур? особенно нелик и очевиден. На до помочь огромной, поистине неисчислимой громаде руководителей домашнего чтения сначала в выборе книги, л потом и в умении разобраться в ее смысле и качестве. Надо создавать и развивать теорию детской лите ратуры, надо, наконец, повседневно следить за литературным процессом, выявлять его особенности, помогать хуДожникам в выбо ре пути, в осознании своих сильных и сла бых сторон. И если' мы все единодушны, когда говорим об успехах детской литерату ры, то было бы явной несправедливостью не сказать, что в этой великой духовной по беде есть немалая доля труда тех, кто соз давал теорию и историю детской литературы, кто ее рецензировал и пропагандировал. И здесь в первую очередь хочется назвать имена Н. Крупской. М. Горького, А. Л ун а чарского, А Макаренко, С. Маршака, К. Ч у ковского, работы которых определили высо кий уровень нашей критики, сумевшей ре шить сложнейшую задачу слияния подлин ной научности и страстной партийной “пуб лицистичности. Обо всем этом заставила меня задумать ся новая книга И Мотяшова «Мастерская доброты»1 Уже самим названием книго кри тик отчетливо заявляет, что нам предлагает ся не описательная работа, а определенное теоретическое осмысление задач и значения 1 И. М о т я уто в. Мастерская доброты. М., изд. «Детская литература». 1969.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2