Сибирские огни, 1970, № 12
не исчезло, но оно уж е не столь беззаботно, как в «Чалдонках» Ему по-прежнему нра вится луна и ночь, девушки и умные книги, в его душе бродит ч го-то «хорошее, тонкое, сложное», но героя страшит обыденное су ществование. страшат обыватели, которым не н уж ны ни лунные ночи, ни письма П уш кина, ни стихи Вийона... Его чуткая совесть не может примириться с «трезвой» жизнью Георгия, с «изумительной осторожностью» доцента. «Что стало с /п о ды м и!— с болью думает он.— Д аж е хорошие, в обшем-то честные люди ¿щучились вы гадывать и ж ить вопреки свуей совести» Однако в своем неприятии обыватель щины, осторожности, расчета герой впадает в противоположную крайность, обыватель щина ему представляется всеобщей и уни версальной. «Боюсь очага. В очаге пото нет все Ж и ть будешь с оглядкой на не го»,— заявляет он. Герой глубоко и искрен не люби г Л еру, но не может сказать ей .то го гл авною , что хочег услышать каждая любящ ая женщина. Причина его нереши тельности — в боязни обывательщи ны, причем ему представляется, что первой на обывательское поприще ста нет Лера... Так отрицание осторожности, возведен ное в абсолют, приводит самого героя к ос торожности и расчету, ибо очень уж рас четливо он оберегает свое «хорошее, тон кое, сложное», терзая любящее женское сердце. Правда, терзается и сам. Нелегко дается ему возмужание, в мучительной работе ума и Совести рождаются для него моральные истины, без которых герой В. Лихоносова не мыслит своей жизни... Художественная мысль В. Лихоносова развивается и углубляется от произведе ния к произведению. В «Чалдонках» нрав ственное развитие героя только намечено, в «Тоске-кручиье» уже показан трудный процесс поисков настоящих морапьных цен ностей. В повести «Родные» писатель обратился к истокам народной нравствен ности. М ного трудностей выпало на долю стар шего поколения. Перед глазами старухи Арсеньевны прошли революция и граж д ан ский война, смерть мужа и раскулачивание старшего сына, голодные и тяжелые годы с непрерывной заботой о насущном куске хлеба, о детях и внуках. И до глубокой ста рости сохранила она неистощимую любовь к людям, сострадание и доброту Арсень евна любит не только своих детей и внуков, но и всех, кому трудно и одиноко, кто добр и беззащитен Она осуждает своего сына Павла за черствость сердца и с гл у бокой жалостью относится к одинокой и несчастной Лизавете. Взаимопонимание и сочувствие, всегдаш няя готовность помочь людям н беде и уте шить. 'решительное неприятие зла — вот ка чества, которые, по мнению В Лихоносова, леж ат в основе народного характера. Эти качества восприняла от Арсеньевны ее дочь К атя; кровную связь с народным харак тером, видимо, до конца жизни сохранят и внуки Арсеньевны. Не следовало, правда, так решительно вводить момент христиан ского смирения в судьбу Арсеньевны, ибо вера в людей, я не в бога, в конечном счете, определяет ее характер. В этой повести, как и в других произ ведениях, В Л ихоносов'' во многом - удачно удалось передать атмосферу жизни сибир ской деревни, очертить основные характе ры, тонко подметить интересные детали быта и нравов сельских жителей. Л. В е й с м а и ДОРО ГОЙ СОЛДАТА И ПОЛКОВОДЦА втора книги «Воспоминания и раз мышления»1 не приходится рекомен довать. Это Георгий Константинович Ж у ков — маршал. Четырежды Герои Совет ского Союза, замечательный представитель той славной плеяды советских полководцев, которые внесли выдающийся вклад в побе ду нашегс народа над фашистской Герма нией. За плечами Г К. Ж укова — полуве ковая служба в рядах Советских Воору женных Сил, актизное участие в планиро вании, подготов < р и осуществлении круп нейших стратегических операции Великой Отечественной войны, громадный опыт вое начальника комм униста. Интерес, который вызывают «Воспо минания и рамыш ления», отнюдь не слу чаен. Автору удалось нарисовать широкую картину становления, роста и развития Вооруженных Сил Советской державы, рас крыть истоки их легендарных побед няд врагами революции. ярко показать руководящ ую и направляющую роль Ком мунистической партии в сотданчи и строи тельстве нашей могучей армии Тепло, с чувством больш )й признательности и гор дости за советского человека пишет Г К. Ж уко в о людях нашей армии, о сол датах, офицерах и генералах беззаветно и мужественно с л у ж и в ш и х Родине Сам рас сказ б жизненном пути автора протекает на фоне основн ,г\. решающих событий во- ен"о-У истории Советского государства Та кая форма изложения обогащает повество вание придает ему убедительность и до 1 Г К. Ж V к о в Воспоминания и размышле ния. М „ изд. АП Н . 1969.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2