Сибирские огни, 1970, № 12

где другие видели обыкновенное болотце, обыкновенную поездку в деревню. И самое главное — Ж еня рано научился глядеть на мир глазами народной стихни. Удовольствие слушать разговоры м ужиков он не проме­ нял бы, наверно, на столь соблазнительный велосипед. Женя воспитывался ь обстановке душевной близости к людям, к их щедро­ сти, доброте, чуткости. Соединение такого воспитания с образованностью — не про­ стая проблема. Женя — студент, вышедший «из этого дома» с окраины, ,оворя слова­ ми одного поэта, «весь в поиске, в ломке». Сложнее ст«ло его отношение к жизни, к людям, к понятиям добра и зла. На бабуш­ кину проповедь всепрощения он отвечает: «Надоело мне ваше русское терпенье. Всех бы вы гадов простили. Сколько можно». Матери он советует не покоряться всем, «пора уж погордей быть», но тут же делает характерное признание: «Я и сам в тебя». И пусть его «юное желание любить всех безраздельно прошло», его отношение к этим нравственным категориям осталось сложным и противоречивым: «Ко-о про­ щать, кого любить...»,— думает Ж еня на последней странице повести. Смущение героя перед этими сложными жизненными вопросами как бы сливается со смущением самого автора. И это наво­ дит на грустные размышления. С одной сто­ роны, безграничная доброта и жалостли­ вость лихоносозских героев прекрасны, при­ влекательны. они импонируют человеческой душе, «всегда открытой для добра». Но с другой стороны, их доброта беззащитна...- Бабушку обижали — она прощала, Фи- зу о б и ж а л и — она терпела. Никита Ивано­ вич и не догадывался, что. его всегда наду­ вают приятели... Ж изнь че может ограни­ читься такой беззащитной добротой Жизнь требует и других героев — энергичных, не­ робких, способных двигать дело вперед и ради успеха дела порой жертвовать добро­ той, ожесточаться, вносить в отношения между людьми определенную дисгармонию. Впрочем, способность человека к делу, к борьбе совсем не предполагает отсутствия в нем доброты. Ж изнь дает нам немало примеров, когда лв? эти, казалось бы, про­ тивоположных, свойства обретают счастли­ вую '■армонию в одном характере. Таким героям, к сожалению, не нашлось места на страницах повести В, Лихоносова. Эта односторонность авторского восприятия жизни, отсутствие более четкого взгляда на проблему добра снижает идейно-эсУетиче- скую значимость произведения... В Лихоносов любит и хорошо знает де­ ревню, ее бы-, обычаи и нравы сельского труженика. И «городских» героев писателя привлекает деревня С каким-то жадным любопытством присматриваются они к дере­ венской жизни, прислушиваются к ее пес­ ням и говору. Девятнадиатилетний студент сельхозин­ ститута, герой «Чалдонок», едет вместе с товарищами по курсу на уборку урожая. Эта поездка, обыденная для других, полна для М иши поэтической прелести, каких-то тайных предчувствий.-Мочь для него «тем ­ на и хороша но-особому», о любви о т дуй мает «в связи с деревней: вечера, парное молоко, крики голосов по селу, травы,' :рй- сы...». Впечатления героя очень непосреД- ственны и часто по-юношески наивны: ему нравится однокурсница Нина, но он легко отзывается на ласки деревенской девушки Оньки, думая в то же время о загадочной Варе. Однако Миша не похож на юного ловеласа, приехавшего з деревню развлечь ся. За непосредственностью» его чувства-! скрывается уже сложная работа души., внутренней совести. "Стремясь быть г гуще деревенской жизни, он все же «считал: себя в этой деревне временным», и это по­ ложение мучает его- «И дут женщины, хо­ хочут, и что ж , как ж ь я не узнаю о них.» как же это я буду не с ними? Здравст­ вуйте и до свидания?..» Эти проблески нравственного сознании у М иши пока непродолжительны, но ов щ не случайны. Герой еще очень юн, он делаез первые шаги по сложной дороге жизни, он едва только прикоснулся к богатствам и сложностям человеческой души, едва толь­ ко заглянул в свою собственную душу... «Сам я еще не пойму ничего»,— признается он. В Мише подкупает поэтичность и есте­ ственность чувства, чуткость и доброта к людям, любовь к деревне, к простым ее- жителям. «Чалдонки» — короткая повесть, и в ней как бы проглядывает еще робость автора перед «крупным жанром». Переживания гет роя, картины сельской жизни даны скупо, фрагментарно. Отсюда — некоторая неяс-. ность, недоговоренность в образах деревен­ ских персонажей, особенно «загадочной» Вари и Гошки, который ее преследует. Н аи­ более удачным и жизненно правдивым .ка­ жется образ Оньки бойкой и веселой де­ вушки, но по-своему несчастной... Герои В. Лихоносова быстро взрослеют. Иной писател! успзет бороду отрастить, а геоои его так и продолжают оставаться без­ усыми мальчиками. У В. Лихоносова не, так. «Тоска-кручина» появилась через год после «Чалдонок», а герой повести поваров- лел уже на пять лет И не только во време­ ни. Он стал умней и — самоуверенней., С легкостью светского человека он калам­ бурит с людьми, позволяет себе легкую ин ­ трижку в поезде с «симпатичной особой».» Но. вместе с тем богаче стал его жизнен­ ный опыт, серьезнее стало отношение к ж из­ ни. «Когда нет впереди ничего постоянного на твоем пути, лучше не звать за собой счастливых или готовых к счастью». Подоб­ ные мысли изобличают в нем вполне взрос­ лого человека Правда, иногда он слишком уж самоуверен в своей проницательности; например, когда заявляет о незнакомой попутчице, что «читал ее, как книгу». Но не-, в этом дело. Самоуверенность и интриж-, ки — это внешние аксессуары взросления. Важнее - то, что герой повзрослел, нрав.-! ственно. Его поэтическое восприятие ж изн в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2