Сибирские огни, 1970, № 12
дом с Физой. Ее бывшие подруги молодо сти разъехались, а ■ Никита Иванович — • ее второй муж — не мог быть таким близким человеком уже потому, что был чужд вся,- кой печали Да и не душевная близость влекла к нему Физу, а надежда на доста ток, на его мечтательные обещанья. Но, увы, и этой надежде не, суждено было ис полниться, ибо Никите Ивановичу органи чески чужд какой-либо б а р ы ш , а фами лия Б а р ы ш н и к о в дана ему словно бы в насмешку. Ь мыслях своих он всегда за нят делом, он и выпивает-то только для де ла, полагая, что человек, с которым он пьет, пригодится ему в будущем. Но дело как-то не получается, зато в мечтах он строит парники с отоплением, водопровод, новый дом из разноцветного кирпича В мечтах он резет Физу в Большой театр и в Сочи, по купает Толику новый фотоаппарат, а на де л е — и старый-то отдает на свадебный по дарок, потому что — «пускай другие день гами, а мы в грязь лицом не ударим». Вся натура Никиты Ивановича словно нацелена только на это: не ударчгь лицом в грязь, показать, что живет он не хуже других, а может, и лучше. Он в мечтах своих дарил детям богатые вещи, возил их по всему свету, гордился собой и жизнью своей. На деле же — «умел находить усладу в лю бой мелочи, и чем скорее дорожка уводила от главного, тем готовней он поддавался, откладывая на дальнейшее заботу, утешал себя, что вот потом-то он и возьмется за главное, а пока передохнет. Ему всегда не терпелось передохнуть, и он все обманывал себя». Никита Иванович тоже добр, но ес ли доброта Физы переплетается с робостью, страхом перед зазграшним днем, то его доброта переходит в какую -то бесшабаш ную щедрость души. Он не будет считать копейки на завтрашний день — сегодня есть, и ладно. Это черта чисто русская и не столь уж плохая От нее, конечно, мало пользы, да ведь не только пользой жив человек. Вот и повзрослевшему ‘Жене отчего-то хо чется, чтобы «все таким же бы чудесно- забавным летел перед ним образ Никиты Ивановича, русского мужика, которому хо телось во всем подражать». Никита И ва нович и умирает «нелепой» и такой же «чудесно-забавной» смертью, какой была его жизнь: пьяный, у какой-то сапожной будки в последний раз угостив «дружков» на собственные д енеж ки. Умирает, так и не осуществив своих золотых планов. «Обе щал Никита Иванович отгрохать каменный дом. да не запас даже кирпичика». Грустно становится от этой ремарки, но в то же время всем сердцем чувствуешь, что и та кие люди — необходимее ььено в цепи жизни. В это царство доброты, щедрости, от крытых сердеп с уличительной гармонич ностью вписывается образ еше одного чуд ного добряка — Демьяновича. Демьяно вич — лицо эпизодическое, но тем большей п о хва лы ' заслуживает автор, сумевший в нескольких эпизодах так отчетливо обозна чить его характер. О нем мы получаем не которое представление уже из знакомства с характером его жены, этой толстой, крик ливой женщины, любившей выпить, по сплетничать, поскандалить с людьми и умев шей потом снова снискать к себе располо жение и даже жалость... Уже потому, как громко она сморкается в свой неизменный фартук и по-мужски п»ет водку, можно по нять, что муж ее человек робкий и тихий. Сама Демьяновна довольно мегко опреде ляет: «М уж ик у меня — золото Он царь, а я правлю». Поначалу ситуация представляет ся чисто комической, карикатурной: м уж и коватая жена и — робкий, женоподобный м уж , которого она «яклбы боится». Н о тем же Демьяновичем нельзя и не залюбо ваться, когда он на сенокосе «ворочает за четырех», а в разговоре полностью признает авторитет Никиты Ивановича и спрашивает его «как лектора, словно меньше всех пони мал обстановку жизни» Перед нами но карикатура, а живой обаятельный человек. А если еще вспомнить, что он умирает, так никому и не призназшись, что почки-то у него отбиты по вине Никиты Ивановича, опрокинувшего машину с сеном, и что ему, очевидно,.и в голову не приходило обвинять кого-либо в этом, то образ Демьяновича по лучит достоверную правоту и привлекатель ность. Старшее поколение героев повести наделено безотчетной, можно сказать, ис ключительной добр »той. Оно приемлет до броту как чистую -категорию, «Нет. только добро пало делать, с д у ш о й д о б р о н е с т и . Пусть лтоди пьянствуют, насильни чают. обманыв. ют, а ты добро делай! Я век ппожила и никого на волосок не обиде ла. Меня обижали, но я им прощаю, они грешники»,— так выражает «идею чистого добпа» бабушка в повести Лихоносова. Иное, более сложное отношение к добру у Жени, самого молодого персонажа пове сти. Детские годы его прошпи в сложных условиях «безотцовщины». Об отце он уз нал только из рассказов матери, она ж е была его первым воспитателем и первым примером для подражания. Тяжелые мате риальные условия наложили неизгладимый отпечаток на его характер. Сверстники его развлекались в пионерских лагерях, а он сидел дом? V ждал мать, потому что «не на кого бросить дом». Неизбежное в таких случаях одиночество породило в нем меч тательность, а неравенство материального благополучен с другими укрепило в душе ребенка робость, которую, сама того не желая, развивала в нем Фчза. Застенчи вость должна была проявиться в нем как неизбежное следствие жизненной обстанов ки. Так, в одном м е те автор с привычной для него наблюдательностью замечает: «На зиму вносили в комнату клетушку с кура ми, в январе топтался возле стола телено чек, и Женя стеснялся водить себе това рищей из к'л ьтур ны х семей» Быть может, потеряв кое »то из-за отсутствия культур ных товарищей, он много и выигран от та кого воспитания Он привык удовлетворять ся малым, привык находить поэзию там.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2